Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 23:04
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Новая философия рынка: свобода vs ответственность»

Дата: 08.07.20 в 18:54
Мобильная версия Шрифт

Пандемия обострила дискуссию о свободном рынке и ответственности: до коронавируса изменения на рынке труда, о самой структуре рынка были связаны с растущей автоматизацией труда и глобализацией. Теперь же, в условиях коронавируса, проблемы неравенства и вопрос базового дохода стал как никогда актуальным. 

В этом тексте мы рассмотрим концепцию Джозефа Стиглица о прогрессивном капитализме и исследование российских ученых – о позитивной кооперации. 

Идея стара, как экономическая наука

Великий мыслитель Петр Кропоткин, который внес вклад в развитие многих наук (и, кстати, его работы высоко ценится в западных университетах), опубликовал в 1902 году работу «Взаимная помощь как фактор эволюции». Он предлагает не ограничиваться так любимым всеми «естественным отбором» и «правом сильного», тем более, что взаимная помощь никак не опровергает эти распространенные максимы.

«Приписывать промышленный прогресс девятнадцатого века войне каждого против всех, — значит рассуждать подобно тому, кто, не зная истинных причин дождя, приписывает его жертве, принесенной человеком глиняному идолу. Для промышленного прогресса, как и для всякого иного завоевания в области природы, взаимная помощь и тесные сношения несомненно являются и являлись более выгодными, чем взаимная борьба… В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы таким образом находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба. В широком распространении принципа взаимной помощи, даже и в настоящее время, мы также видим лучший задаток еще более возвышенной дальнейшей эволюции человеческого рода,» – пишет в заключении Кропоткин.

Долгие годы (а именно, с 1970-х годов, когда Нобелевские премии получили экономисты Хайек и Фридман) в экономических теориях «богом» был свободный рынок, а конкуренция и борьба за жизнь в бизнесе – лучшими средствами и развития, и регулирования экономики. К идее Кропоткина ученые, особенно на Западе, вернулись не так давно – в конце 1990-х годов. Тогда целая плеяда признанных экономистов обратилась к теме позитивной коллаборации.

Современное развитие идеи

Один из сторонников изменения капиталистической философии – нобелевский лауреат, профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц. Еще до пандемии – в 2019 году он опубликовал книгу – «Люди, власть и прибыль: прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства».

Стиглиц развивает идею «прогрессивного капитализма»: по мнению экономиста, свободный рынок не может регулировать себя сам, неравенство только растет. Это значит, что люди должны задуматься над новой структурой управления экономикой. По его мнению, капитализм должен основываться на понимании, что социальное благополучие и повышение уровня жизни – это в том числе, ответственность акторов рынка.

Он обосновывает свою идею следующим образом: экономика сильно изменилась. Если раньше было пространство для творчества и новаторства, то сейчас – уже нет. Единственный способ «откусить» часть рынка – это эксплуатировать других – злоупотреблять рыночной властью или информационными преимуществами. 

«Мы перепутали тяжелую работу по созданию богатства с захватом богатства (или, как называют экономисты, поиском ренты), и слишком многие из наших талантливых молодых людей последовали зову сирены быстрого обогащения», – писал Стиглиц в колонке NYT в 2019 году.

Эксплуатация труда приводит к тому, что средний класс в США уже перестал быть таковым. «На самом деле, мы столкнулись с системой, где меньшинство определяет нашу политику. Мы привыкли беспокоиться о большинстве, а затем защищать права меньшинств. Сейчас мы находимся в ситуации, когда возникает вопрос: защищаем ли мы интересы большинства?», – говорил он в интервью американскому изданию Marketplace.

Стиглиц предлагает набор методов, с помощью которых можно исправить ситуацию: базовый доход, гарантированная занятость со стороны государства, прогрессивное налогообложение, разрешить вопрос с использованием джерримендеринга.

Идеи в России

Сейчас в России обсуждают тему позитивной коллаборации (то есть не направленной против третьей стороны). Ее активно развивают такие экономисты, как академик РАН Александр Бузгалин, и другие ученые.

У академика Полтеровича есть объемная статья на английском языке, которая вполне прозрачно поясняет идею позитивной коллаборации.

Философия коллаборации, отмечает Виктор Полтерович, не противоречит тому, что конкуренция сыграла и продолжает играть важную роль в социально-экономической эволюции. Сегодня очевидно, что в развитых странах роль конкуренции снижается. Конкуренция в чистом виде ведет к чрезмерному неравенству. Оно лишь частично связано со способностями агента и его усилиями. 

«До сего момента решения правительства России исходили из идеологии экономического либерализма. А она основана на трех тезисах: свободная конкуренция – наиболее эффективный механизм рынка и развития, конкуренция не противоречит основным принципам морали и является прекрасным средством персональной конкуренции, не вызывающей вражды между конкурентами (Фридман), конкуренция – естественный (или, по Хайеку, спонтанный) порядок вещей. Разные издержки, вроде банкротств и кризисов, по Стиглицу – всего лишь исключения, подтверждающие правила. Однако конкуренты на рынке знают друг друга и в попытке потопить оппонента едва ли будут придерживаться десятой заповеди. «Свободная конкуренция» вызывает насилие – и экономическое, и физическое: непослушных наказывают санкциями, войнами, тюрьмами. Позитивная коллаборация снижает возможности власти, основанной на силе, она дает право свободного выбора партнеров и форм координации, хотя достижение компромиссов может оказаться неэффективным из-за законодательства и общественной культуры страны. Кроме того, коллаборация может быть направлена на достижение успеха за счет третьих сторон», – отмечает Полтерович. 

Автор считает, что анализ эволюции социальных институтов показывает, что конкуренция и государство как инструмент принуждения теряют доминирующее положение, оставляя все больше места механизмам коллаборации. Механизмы «свободной» конкуренции, в том числе принуждение, диктуют нормы поведения, противоположного универсальным моральным нормам. Коллаборационизм стремится разрешить это противоречие. 

«Все это наводит на два главных вывода, связанных с социоэкономической политикой. Первое: наиболее важная цель – поддерживать и развивать институты коллаборации. Второе – этот процесс не должен быть форсирован насильственным отказом от конкуренции. Основные усилия должны быть направлены на адекватную модернизацию институтов. И тогда мы можем надеяться, что в отличие от идеологии рыночного фундаментализма и этатизма, философия коллаборации сможет продвинуть развитие эффективной экономической и социальной политики», – заключает Полтерович.

Призраки коллаборации бродят по Европе (но в Россию почти не заходят)

Преимущества коллаборации в некоторых ее формах обсудили в одной из бесед профессора Бузгалин и Клейнер. Речь шла о народных предприятиях в бизнесе. По мнению собеседников, в сегодняшней экономике России народные кооперативные предприятия – один из путей к изменению. Слово «народное» у нас ассоциируется с социалистической экономикой и со всеми теми хозяйственными формами, которые существовали в тот период, но оно реально существует в сегодняшнее время, когда мы находимся в рыночной экономике, продвигаемся к экономике знаний через цифровую экономику. 

«Перечисляя недостатки нашей экономики, в том числе неинновационность, слабую капиталоемкость и так далее, я бы сказал, что один из явных её недостатков – это слишком малое количество народных и коллективных предприятий – таких, в которых коллектив играет определяющую роль. Речь идет не столько о вопросах собственности, сколько о конкретной экономической деятельности. Кооперативы замечательно работают в Испании, во Франции, примерно 10% продукции в США производится на предприятиях в собственности работников. Эта мировая среда в России оказалась практически недоступной. Всего несколько десятков предприятий – это скандал. Это примерно то же самое, что если бы было несколько десятков частных предприятий», – отметил Георгий Клейнер.

На одной из конференций в Вольном экономическом обществе России Клейнер также отметил, что главная беда у нас – разобщенность. 

«Мне представляется, что идеальная структура государственного регулирования и управления социально-экономическим пространством должна быть многопалатной системой, в которой и элементы социального пространства, и элементы политического пространства, и элементы экономического пространства были бы интегрированы в единое целое», – полагает экономист.

Позитивная коллаборация, как и прогрессивный капитализм Стиглица строится на доверии – то есть на вере человека, что другой человек или организация будут действовать в соответствии с его положительными ожиданиями. Не ясно, что из чего берется – доверие из достатка, или наоборот, это – одна из самых актуальных идей, обсуждаемых в текущее время. Одна проблема: в российском обществе доверия пока нет – наоборот, оно становится только ниже. А следовательно, отсутствие «базы» порождает проблему с реализацией этих более сложных и прогрессивных идей.

Просмотров: 172


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×