Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 20:05
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Владимир Фаворский»

Дата: 15.03.20 в 03:01
Мобильная версия Шрифт

3 (15) марта 1886 года родился Владимир Фаворский, художник, график, выдающийся мастер гравюры и книжной иллюстрации.

Личное дело

Владимир Андреевич Фаворский (1886 — 1964) родился в Москве в семье юриста и художницы-акварелистки Ольги Шервуд. Учился в частной художественной школе Константина Юона, посещал вечерние скульптурные классы Строгановского училища (1903 — 1905). «Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником. Таким образом, создалась художественная линия в семье», — вспоминал Фаворский.

В 1905 году окончил пятую московскую гимназию (ныне школа №91), поступил на экономический факультет Мюнхенского университета, однако вскоре ушел оттуда.

В 1906—1907 годах учился в частной академии профессора Шимона Холлоши в Мюнхене, тогда же слушал курс Карла Фолля по истории искусства на философском факультете Мюнхенского университета. «Вспоминая мою встречу с Холлоши в дни моей молодости, я обращаюсь к его памяти с глубочайшей благодарностью. Конечно, не он один меня учил и воспитывал, но он первый приоткрыл мне дверь в искусство и научил искать в натуре художественную правду, за что я всегда буду ему благодарен», — рассказывал художник. В те годы он много путешествовал по Франции, Италии, Австрии и Швейцарии. В 1907 году занялся ксилографией — гравюрой на дереве — и в 1910 году впервые представил свои работы на выставке Московского товарищества художников. В тот период Фаворский изучал историю искусства в Московском университете, в 1913 году защитил диплом по теме «Джотто и его предшественники», посвященный итальянскому художнику и архитектору Джотто ди Бондоне.

В 1912 году женился на Марии Дервиз — дочери художника Владимира Дервиза. У пары родились два сына — Никита и Иван (оба погибли в Великую Отечественную войну) и дочь Мария Фаворская-Шаховская — художник-керамист.

В 1915—1918 годах — участник Первой мировой войны. В феврале 1916 — октябре 1918 года воевал на румынском фронте. В июле 1916 года был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени, а в сентябре — произведен в прапорщики.

В 1918—1919 годах — мастер-ассистент по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских (Совмас) в Москве. Тогда же сделал первые работы для театра — деревянных кукол-марионеток. В 1919—1920 годах был мобилизован в Красную армию, участвовал в боях на Царицынском фронте.

С декабря 1920 года работал в Московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, с 1927 года — ВХУТЕИН) в должности профессора по деревянной гравюре. В 1926 году был ректором ВХУТЕМАСа. Тогда же прошла первая персональная выставка художника, на которой было представлено более 120 его гравюр. В 1930—1934 годах — профессор Полиграфического института.

С 1932 года состоял в правлении Союза советских художников. Тогда же сформировался подход Фаворского к оформлению книги. Он говорил: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу».

В 1932—1933 годах начал систематически работать в монументальном искусстве, создал росписи в Центральном музее охраны материнства и младенчества в Москве. Тогда же выполнил декорации ко многим спектаклям МХАТа, Театра имени МОСПС, Театра имени Вахтангова.

В 1934—1938 годах — профессор по книге и гравюре в Институте изобразительного искусства в Москве. В 1937 году удостоен Гран-при за работы по оформлению советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

В 1941—1943 годах во время эвакуации в Самарканд создал большую «Самаркандскую серию» в технике линогравюры, завершил ее уже в Москве после войны.

В 1957 году создал последнюю свою работу в монументальном жанре — мозаичное панно «1905 год», за которое был удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе.

В 1959 году Фаворскому было присвоено звание Народного художника РСФСР, в том же году скончалась его жена. В 1963 году получил звание Народного художника СССР.

29 декабря 1964 года Владимира Фаворского не стало. Художник похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Чем знаменит

  Владимир Фаворский

Один из родоначальников советской книжной гравюры, известный своими иллюстрациями к «Рассказам о животных» Льва Толстого (1929—1931), повести Николая Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (1930—1931), к «Женьшеню» Михаила Пришвина (1933), «Слову о полку Игореве» (1950), произведениям Александра Пушкина и многих других классиков отечественной литературы. «Какое счастье, — писал художник, — что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним приобщаться. Как страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность».

Многие иллюстрации художника дополняют литературное произведение, Фаворский также широко использовал метод, при котором одновременно изображаются несколько временных планов, что дает читателю большую пищу для размышлений.

Художник разработал собственную теорию оформления книги, включающую теорию композиции, графики и собственно теорию книги. Книгу иллюстратор понимал как «инструмент для чтения», в котором декоративное начало неотделимо от функции, а логика оформления раскрывается через пропорции разворота, место иллюстраций, их общую идею.

Большинство работ Фаворского выполнено в технике торцовой гравюры на дереве.

О чем надо знать

Всю жизнь художник много преподавал: в Московских Высших художественно-технических мастерских в 1920—1930 годах заведовал кафедрой ксилографии, был профессором Полиграфического института (1930—1934), профессором кафедры керамики в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1941—1948). Среди тех, кто учился у него гравюре — Андрей Гончаров, Георгий Ечеистов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Михаил Пиков, Андрей Лекаренко и многие другие художники.

При этом долгое время советская власть считала Фаворского формалистом: с 1930-х годов его статьи печатались неохотно, а книжные работы удавалось получить с большим трудом. Лишь в 1960-х годах произошел новый расцвет Фаворского-художника, его иллюстрации стали доступны широкому читателю.

Прямая речь:

Об оформлении книги: «Искусство оформления книги — это высокое искусство. Прежде всего, это синтез искусств, объединяющий объемные моменты, почти скульптуру, с изобразительными: шрифтом и иллюстрацией. В малом масштабе это тот же синтез, к которому стремится и архитектура, объединяясь со скульптурой и живописью.

Архитектор, строя здание, строит целый внутренний мир — помещение, комнаты, смена которых рассчитана на последовательное рассмотрение. То же самое относится и к книге. Оформленная переплетом, иногда рельефным (тиснение, накладки), она охватывает с первых смен страниц целый внутренний мир. Книга, как и архитектура, воспринимается во времени. От страницы к странице мы движемся по книге. Но движение по книге не должно быть машинальным. Подчиняясь определенному ритму, оформление движения по книге организует наше восприятие прочитанного».

О прочтении книги художником: «Понять стиль писателя — это значит увидеть литературное произведение, к какому бы времени оно ни относилось, по-новому, глазами современника. И меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности — она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, он передаст его».

О том, как иллюстрация может сделать книгу лучше или хуже: «Мне кажется, что художник-иллюстратор, сосредоточивающий свое внимание только на фабуле и сюжете, может сослужить писателю плохую службу. Он как бы привешивает гирю к его произведению, тянет его к частности, к случайности, к первоначальному моменту творчества.

Вот я и считаю, что оформить книгу, раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писателем, это не только ответить на сюжет, но и на стиль литературного произведения. На мой взгляд, эти два момента неразделимы».

О рождении искусства: «Искусство рождается тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям.

Вы видели столяра за работой — какой чудесный у него инструмент, какое красивое дерево, какие стружки! Можно увлечься таким делом!

А в старину всякое ремесло называлось художеством, и столяр был художником. И это правильно. Делающий нужные и красивые вещи тоже художник, делающий дома, мебель, автомобили, корабли, одежду, материю, платье и т. д.».

Об отличии произведения искусства от груды камней: «Всякое художественное произведение цельно и сложно. Цельность дает ему единство, а сложность — многообразное содержание. Например, цельность глины не будет художественной цельностью. Аморфная ее масса лишена членений, которые нуждались бы в объединении.

А сложность кучи камней не будет художественной сложностью. В ней нет главного и второстепенного, основного и подчиненного, элементов разного качества — все составляющие ее части имеют равную цену.

Только логически члененное и при этом объединенное цельным художественным строем произведение становится действительно художественным».

4 факта о Владимире Фаворском:

Дед художника по отцовской линии был священником села Павлова-на-Оке Нижегородской губернии. Отец Андрей Фаворский тоже поначалу учился в семинарии, однако затем прошел курс юриспруденции в Казанском и Петербургском университетах, стал кандидатом права. В молодости он примыкал к революционным кружкам, за что был выслан из столицы, а впоследствии почти 20 лет (до 1895 года) находился под надзором полиции. В 1907—1912 годах он был депутатом III Государственной думы от Нижегородской губернии.

В 1922—1928 годах Фаворский состоял в художественном обществе «Четыре искусства». Общество было основано живописцами и графиками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу. В объединение также входили скульпторы, оно просуществовало до 1931 года.

Художник увлекался авангардным искусством, поэзией. Любил произведения Велимира Хлебникова.

Самыми известными работами Фаворского считаются иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), а также пушкинским «Борису Годунову» (1954) и «Маленьким трагедиям», за которые в 1962 году он был удостоен Ленинской премии.

Материалы о Владимире Фаворском:

Статья о Владимире Фаворском в Википедии

Справка из книги А. Д. Березина «Художники России»

Юрий Герчук о Владимире Фаворском

Просмотров: 286


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×