RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 10:28

«Сейсмически активная планета: опубликовано первое обширное исследование марсотрясений»

Дата: 25.02.20 в 17:18

Астрономы опубликовали результаты первых десяти месяцев работы аппарата InSight на Красной планете. Зонд зафиксировал более 170 марсотрясений, обнаружил неожиданно мощное и изменчивое магнитное поле и предоставил беспрецедентно подробные сведения о марсианской погоде.

Подробности изложены в пяти научных статьях, опубликованных в журнале Nature Geoscience.

В первой работе даётся краткий обзор основных достижений миссии. Напомним, что "Инсайт" сел на Красную планету в ноябре 2018 года. Он стал первым зондом, предназначенным для изучения внутреннего строения Марса. Именно благодаря этой миссии планетологи получили первые сейсмограммы с Красной планеты и измерения магнитного поля, сделанные на его поверхности.

Вторая статья повествует о марсотрясениях. С момента включения сейсмографа и по 30 сентября 2019 года их было зафиксировано 174. 150 из них продемонстрировали слабые высокочастотные сейсмические волны, распространявшиеся исключительно в коре планеты. Ещё 24 события имели довольно солидную магнитуду 3-4. Эти волны распространялись на различных глубинах в мантии и, как следствие, позволили кое-что узнать о её строении.

Сейсмические волны этих 24 марсотрясений имели примерно такой же спектр (распределение энергии по частотам), как на Земле и Луне.

Судя по характеристикам марсотрясений, все они произошли из-за внутренних процессов в коре Марса, а не из-за падения метеоритов. При этом два наиболее мощных события имели эпицентр в районе системы трещин Cerberus Fossae.

Напомним, что эти древние разломы 10 миллионов лет назад, то есть относительно недавно по геологическим меркам, были залиты вулканической лавой. Получается, сотрясения произошли в районе относительно недавних вулканических извержений. Это подтверждает, что Марс — геологически активное тело.

Как уточняется в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения NASA, на сегодняшний день сейсмограф зафиксировал уже около 450 событий, большинство из которых, вероятно, являются марсотрясениями, а не случайным шумом. Однако среди них не было достаточно мощных толчков, чтобы сейсмические волны прошли через нижнюю мантию и ядро Марса, дав информацию об их структуре.