© СС0 Public Domain
Немецкий журнал Der Spiegel пишет о том, как американская компания Pepsi получила советский военный флот в обмен на выход на крупнейший в мире рынок.
Издание отмечает, что в 1972 году лимонад Pepsi стал первым американским потребительским товаром, который не только продавался, но и производился в СССР. Однако большой проблемой стала оплата, поскольку рубль было невозможно конвертировать в твердую валюту.
Поначалу решением стала водка — Pepsi в обмен на концентрат колы получила водку марки «Столичная» для эксклюзивной продажи в США. Сделка оказалась успешной, и в 1989 году концерн даже захотел расширяться в СССР до 50 заводов. Возникла новая сложность — в Штатах упали продажи водки «Столичная», и тогда Советский Союз передал в пользование PepsiCo в качестве «твердой валюты» 17 подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец.
Более того, СССР планировал построить еще десять кораблей и нефтяных танкеров для передачи Pepsi вместо денежной оплаты. Концерн, в свою очередь, намеревался продать торговый флот или сдать в аренду субподрядчикам. Сумма договора 1990 года составила $3 млрд.
Но уже в 1991 году Советский Союз распался, и верфь с наполовину построенными кораблями оказалась в новой стране — Украине, власти которой тоже захотели поучаствовать в продаже. Пластиковые бутылки для напитка должны были поставляться из Белоруссии, где просили в качестве оплаты доллары.
В итоге Pepsi пришлось вести массу переговоров с новыми партнерами, и компания потеряла преимущество на рынке. Кроме того, ее крупнейший конкурент Coca-Cola воспользовался ситуацией и занял устойчивые позиции вместо Pepsi.
|