RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 17:32

«Петербургские ученые создали наноробота для лечения рака»

Дата: 29.01.20 в 17:59
© СС0 Public Domain

Ученые Университета ИТМО разработали концепт наноробота, способного диагностировать и вылечить рак. Разработка пока не завершена, ожидаются эксперименты на живых клетках и животных, сообщили в пресс-службе университета. Работа опубликована 13 января в журнале Chemistry — A European journal.

Соавтор исследования Екатерина Гончарова объяснила, как меняется клетка, когда она становится раковой. «У нее происходит сбой в геноме, после чего она начинает синтезировать „плохие“ белки — не те, которые нужны нашему организму. В результате клетки начинают бесконтрольно размножаться, этот процесс не остановить — опухолевая масса увеличивается и увеличивается», — объяснила ученый.

Исследователи из Петербурга обратили внимание на ферменты ДНК — дезоксирибозимы, которые при определенных условиях расщепляют связи в РНК, кодирующих «плохие» белки. На основе таких ферментов и появилась разработка.

«Наш ДНК-наноробот состоит из двух частей: детекционной и терапевтической, — объяснила Гончарова. — Терапевтическая часть разрезает патогенную РНК: чем больше мы разрезаем ее, тем меньше вырабатывается белка, который несет вред. Вторая часть нашего робота позволяет обнаруживать пораженные клетки — при наличии „неправильной“ РНК в клетке наше вещество соединяется с олигонуклеотидом, который искусственно введен в клетку, расщепляет его, при этом происходит флюоресцентное свечение».

Бонусом ко всему служит цена предложенной разработки: от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Исследования пока не завершены. «Наноробот смог расщепить, а также обнаружить РНК, ответственную за синтез патогенных белков. Впереди эксперименты на живых клетках и, потенциально, на животных. Одна из важных проблем, которую ученым предстоит решить, состоит в том, как доставить наноробота к пораженным клеткам», — отметили в пресс-службе.