Правила пользования
Курс ЦБ на 19.04 USD 447.4 up -1.49
EUR 477.55 up -0.38
RUB 4.76 up 0
19 апреля Пятница, 18:17
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Андрей Колесников о том, почему не получается честного разговора об исторической памяти»

Дата: 21.01.20 в 12:02
Мобильная версия Шрифт
Андрей Колесников о том, почему не получается честного разговора об исторической памяти - Газета.Ru | Колумнисты Подпишитесь на «Газету.Ru» Самое актуальное и интересное на вашей электронной почте $ 61.63 (+0.134) 68.33 (+0.098) в Москве: 1°C Новости Политика Бизнес Общество Армия Мнения Культура Наука Технологии Авто Стиль Спорт
Автор Андрей Колесников

Журналист

Заметки автора 07.01.2020 Пусть пропадет ваш скорбный труд 24.12.2019 Полтора землекопа 10.12.2019 Горе умуОб авторе | Все авторыВсе материалы
«Потерянный для Европы народ»: кто вступит с Россией в союз Читайте также Война архивов 21.01.2020, 08:31

Спор о начале Второй мировой, вошедший в пиковую стадию в декабре, когда президент России лично шесть раз на различных мероприятиях рассуждал об обстоятельствах начала войны и нелицеприятно высказывался о позиции Польши, в январе немного затих. Но лишь на время: разнообразные годовщины, прежде всего связанные с 1945 годом, будут провоцировать эти споры и впредь.

17 января в Москве был дан салют в честь освобождения Варшавы. В тот же день замминистра иностранных дел Польши Павел Яблоньский заявил, что это было не освобождение, а новое порабощение.

Обмен «любезностями» этим не ограничился. Все это происходит в контексте встречи мировых лидеров в Израиле 23 января в связи с освобождением Освенцима, в которой Польша на будет участвовать ввиду присутствия российских лидеров. «Нам доподлинно известно, что наши польские коллеги… пытаются убедить западных участников этой церемонии, среди которых США и некоторые европейские лидеры, чтобы они в своих выступлениях изложили польскую точку зрения на подходы России ко Второй мировой войне», — отметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Польская же сторона заявляет о том, что 75-летие освобождения Аушвица будет отмечаться 27 января собственно в Освенциме.

В «спор славян между собою» включилось и российское Министерство обороны, опубликовавшее отдельные архивные документы, касающиеся Варшавского восстания. Это важно с той точки зрения, что российская сторона подчеркивает априорную объективность архивных материалов. А главное — вступает в спор о том, насколько оправданным было поведение Красной армии, находившейся по другую сторону Вислы напротив варшавского района Прага, но не оказавшей помощи восстанию и уже спустя несколько месяцев после его поражения вошедшей в Варшаву вместе с Армией Людовой, противопоставленной Армии Крайовой, основной силе восстания.

«Красная Армия, — отметил Павел Яблоньский, — стояла на другом берегу Вислы и наблюдала, как уничтожается Варшава». В свою очередь, Минобороны России не просто рассекретило материалы, но снабдило их запальчивым предисловием, согласно которому восстание было плохо подготовлено, не учитывало возможности Красной армии и вообще его организаторы, близкие польскому эмигрантскому правительству, чуть ли не намеренно вели дело к поражению.

Едва ли такие оценки могли быть восприняты польской стороной иначе как прямое оскорбление памяти погибших в восстании, являющемся одной из основ национальной идентичности.

Не говоря уже о том, что документы, в том числе донесения разнообразных осведомителей, можно читать по-разному. Из них, например, следует, что восстание было подготовлено вполне осмысленным образом. Из донесений «капитана Олега»: «Восстание планировалось и готовилось долгое время. Из Англии поставлялись запасы боеприпасов и вооружения, которые располагались в тайных складах. Руководящая роль принадлежала организации АК (Армия Крайова. — А.К.), руководимой лондонским правительством. Остальные организации, в том числе и демократические, не были в курсе подготовки восстания. Целью восстания был захват города до занятия его частями Красной армии».

Начало восстания 1 августа 1944 года было спровоцировано поражениями Вермахта. Польское правительство в изгнании опасалось коммунизации Польши, и потому его желанием было формирование польских властей до прихода Красной армии. Точно в такой же логике «аковцы» участвовали в освобождении Вильно и Львова — до 1939 года это была территория Польши. События 1939 года и фактический раздел Польши между Гитлером и Сталиным едва ли способствовали доверию к армии-освободительнице. И в то же время в те дни и недели для рядовых участников восстания едва ли это имело значение. Они нуждались в поддержке и сражались с немцами, а не с Советами.

Как было сказано в другом, давно опубликованном документе из архива ФСБ — «Итоговом отчете губернатора Варшавского округа Л. Фишера генерал-губернатору рейхсминистру д-ру Франку» (декабрь 1944 года), Армия Крайова и Армия Людова представляли разные слои польского общества, националистические и прокоммунистические соответственно, однако, «несмотря на идейные противоречия, они преследовали одну общую цель: уничтожение германского господства».

Рассекреченные Минобороны РФ материалы представлены как последнее и решающее слово в архивном описании событий. Между тем обстоятельства восстания, в том числе по архивным материалам, хорошо известны, описаны и изучены. Существует гигантский свод архивных материалов. Причем с самых разных сторон — немецкой, польской, российской. Достаточно упомянуть толстый том «Варшавское восстание 1944 в документах из архивов спецслужб», изданный в Москве и Варшаве на двух языках в 2007 году благодаря сотрудничеству нескольких ведомств двух стран, включая ФСБ России.

Строить на нескольких донесениях, лишь дополняющих общеизвестную картину, политизированную позицию, да еще изображать их как удивительные открытия в исторической области — это политическая спекуляция.

Армия Крайова с кем только не воевала, включая украинцев и белорусов, и с кем только не сотрудничала, если это было надо, включая еврейские партизанские отряды (но с ними же и конфликтовала — евреев многие «аковцы» считали союзниками Советов). Ее представители, деликатно выражаясь, не были ангелами. И это правда войны, которая не укладывается в мифологизированную и упрощенную официальную версию истории. Разумеется, АК оценивалась наступавшей Красной армией как ситуативный союзник, но, по сути, как вражеская организация. «Аковцев» разоружали, специальная стрелковая дивизия НКВД была занята борьбой с АК и польским подпольем, впоследствии активность АК оценивалась как «бандитская» (точно так же немцы называли бойцов польского Сопротивления в Варшаве).

Генерал Иван Серов, будущий шеф КГБ, в 1945-м отвечал за борьбу с польским подпольем. Именно он, размотав цепочку контактов и начав с допроса, как он сам писал в своих мемуарах, «солистки, необыкновенной красоты женщины» (вероятно, это была участница Сопротивления, певица Барбара Костшевска), выманил на переговоры представителей польского эмигрантского правительства и последнего командующего АК Леопольда Окулицкого. В марте членов правительства арестовали. Причем для Окулицкого это была вторая встреча с Серовым — тот его уже арестовывал в 1940-м во Львове.

10-21 июня 1945 года состоялся так называемый «процесс шестнадцати». Окулицкий, получив 10 лет за якобы контрреволюционную деятельность в тылу Красной армии, по утверждению самого Серова, был «ликвидирован» во внутренней тюрьме на Лубянке в декабре 1946-го. Станислав Янковский, заместитель премьера эмигрантского правительства, высказался на допросе наиболее внятно: «Мы не желаем, чтобы Польша была 17-й республикой СССР». Кстати, приговор по «процессу шестнадцати» в 1990 году был отменен Пленумом Верховного суда СССР, а дело прекращено за отсутствием состава преступления.

Ну, а коммунизация Польши была продолжена. Другая группа из шестнадцати человек — сотрудники отдела «Д» МГБ, мастера подделки документов, прибыли в Варшаву накануне народного референдума (30 июня 1946-го) по трем вопросам, включая установление границ по советским лекалам и национализацию основных отраслей, и подделали 40 тысяч подписей членов участковых комиссий. Прокоммунистические «три да» получили больше 60 процентов голосов, минимум на 45 процентных пунктов больше по сравнению с реальными цифрами…

Словом, устраивать войну архивов на ровном месте нелепо. В архивных документах можно найти данные, подтверждающие правоту каждой из сторон.

Это, с одной стороны, вопрос интерпретаций, а, с другой, реальность войны в разы сложнее представлений о том, что ситуация в той же Варшаве могла быть черно-белой, с четким выделением «плохих» и «хороших».

Если уж война архивов была затеяна, имеет смысл вспомнить о том, что остались не рассекреченными тома Катынского дела. В эти дни отмечалась еще одна печальная годовщина — 75 лет ареста Рауля Валленберга, уничтоженного впоследствии Сталиным. Праведника, спасшего множество евреев, чествовали во многих городах мира, в том числе в Варшаве. Эта трагическая дата прошла мимо России. Родственники Валленберга годами добиваются от российской стороны рассекречивания его дела, но наталкиваются на масштабное сопротивление государственной и судебной машины.

Но раз уж мы теперь стали такие открытые, почему обстоятельства смерти Валленберга до сих пор засекречены? Уж его-то история чиста: Валленберга уничтожили потому, что стало очевидно — ни на чью разведку он не работал, а действовал исключительно из гуманистических побуждений, во что никак не могли поверить ни СМЕРШевцы, ни лубянские упыри, ни сталинское руководство.

Такое избирательное размахивание архивами как оружием в войнах памяти — нечестный прием. И он совершенно не способствует разрешению «трудных вопросов» в отношениях с разными странами (Польско-российская комиссия по трудным вопросам давно прекратила свою активность), как и историческому самопознанию и самоанализу.

Историческая правда оказывается не ближе, а дальше от нас, и мы становимся страной, обладающей самой совершенной и отполированной исторической мифологией, но не историческим сознанием. Его невозможно сформировать без покаяния и смелости в признании наличия темных страниц собственной истории и их детального изучения.

Просмотров: 172


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×