Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 19:10
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Пачакамакский идол»

Дата: 19.01.20 в 22:00
Мобильная версия Шрифт

В 1533 году конкистадоры, покорявшие державу инков, разрушили храм в городе Пачакамак и уничтожили деревянное изображение божества, которому поклонялись в этом храме. В новом исследовании доказывается, что деревянная скульптура уцелела. Более того, она с 1930-х годов была известна ученым, но считалось, что ее изготовили поздно, незадолго до испанского нашествия. Только теперь радиоуглеродное датирование показало, что она была вырезана не только до захвата Пачакамака испанцами, но и до того, как городом завладели инки.

Древний город Пачакамак расположен у побережья Тихого океана, в 31 километре к югу от Лимы. Общая площадь, занимаемая архитектурными памятниками, превышает 450 гектаров. Самые древние следы поселения относятся к временам задолго до возникновения государства инков. В Пачакамаке люди жили в первые века нашей эры, что в археологической периодизации истории Перу соответствует так называемой культуре Лима (около 100 года до н. э. — около 650 года н. э.). Город развивался и при пришедшей ей на смену культуре Уари (600–1200 годы), во времена которой на территории нынешних прибрежных регионов Перу существовало крупное государство, а Пачакамак стал в этой державе важным религиозным центром.

 

Пачакамак на карте Перу и план археологических памятников Пачакамака

После распада державы Уари, около 1100 года, Пачакамак был столицей небольшого государства Ичма (Ичса), которое в 1470 году было присоединено к империи инков, но в какой-то степени сохранило автономию, а храмы Пачакамака стали важным центром паломничества всей инкской державы. Особую славу ему приносило то, что в главном храме действовал оракул: жрецы от имени бога отвечали на вопросы паломников. Инки не сочли возможным разрушать столь почитаемый в этом регионе храм, поэтому они договорились с местными правителями и жрецами храма, что он сохранится, но с одним условием: в городе будет построен также храм бога Солнца.

 

Храм Солнца в Пачакамаке

Более того, считается, что и собственно название Пачакамак город получил только во времена инков, а до этого назывался Ичма. Пачакамак — это также имя бога, почитавшегося в городе (на русском языке имя бога, в отличие от названия города, иногда пишут через дефис: Пача-Камак). С языка кечуа это имя переводится как «творец мира» (pacha — «мир, земля», kamaq — «создатель», от глагола kamay — «делать, создавать, изобретать»). До нас дошли лишь фрагменты мифов об этом боге. Согласно одной из версий, Пачакамак был сыном Солнца и разорвал на части сына первой женщины (тоже рожденного от Солнца), из частей тела создал разные полезные растения. Правда, бог Солнца воскресил младенца и назвал его Вичамой. Вичама ушел странствовать, а разгневанный Пачакамак в это время убил его мать и создал людей. Но Вичама вместе с Солнцем превратили этих людей в камни, а чтобы создать человечество, использовали золотое, серебряное и медное яйца. В другом варианте мифа Пачакамак был мужем богини плодородия и прародительницы людей, которую звали Пачамама («Земля-Мать»). Можно предположить, что местный бог государства Ичма был отождествлен инками с Пачакамаком, который ранее почитался ими.

Инка Гарсиласо де ла Вега, перуанский писатель, сын губернатора Куско и знатной индианки, рассказывает о Пачакамаке так:

«Следует знать, как мы уже говорили об этом в другом месте и еще скажем дальше, и как об этом же пишут все историки, инки — короли Перу, обладая природным озарением, которым одарил их бог, достигли [понимания] того, что существовал творец всего существующего, которого они называли Пача-камаком, что означает "творец" и "тот, кто поддерживает вселенную". Это учение вначале возникло у инков а [затем] распространилось во всех их королевствах до и после их завоевания.

Они говорили, что он был невидим и не позволял видеть себя, и поэтому они не строили ему храмы и не совершали жертвоприношения, как Солнцу, а только поклонялись ему внутренне с величайшим почтением, как можно судить по внешним проявлениям, выражавшимся в движениях головы, глаз, рук и тела в момент произношения его имени. Это учение, слава о котором распространилась, было воспринято всеми теми народами, одними после, а другими до их завоевания [инками]; так, в частности, его восприняли еще до покорения инками предшественники этого короля Куис-манку, построившие храм Пача-камаку и присвоившие это же название долине, в которой он был основан и которая в те времена была одной из самых важных долин на всём том побережье. В храме йунки [жители государства Ичма — Полит.ру] установили своих идолов, каковыми являлись фигуры рыб; среди идолов имелось изображение лисы. Этот храм Пача-камака отличался исключительной помпезностью здания и служб; он был единственным в Перу, в котором йунки приносили в жертву множество животных и других вещей, а некоторые из жертвоприношений были связаны с человеческой кровью мужчин, женщин и детей, которых они убивали на своих важнейших праздниках, как это происходило во многих других провинциях до того, как их завоевали инки» («История государства инков», книга VI, глава XXX, перевод В. А. Кузишева).

Интересно, что Инка Гарсиласо разделяет храм Пачакамака и храм, где происходили прорицания, хотя прочие источники считают их одним и тем же местом:

«Долина Римак находится в четырех лигах на север от Пача-камака. Слово Римак является настоящим причастием: оно означает "говорящий". Они назвали так долину по идолу, которого имели там в виде фигуры мужчины и который говорил и отвечал на задававшиеся ему вопросы, как оракул Аполлона Дельфийского и многие другие оракулы античного язычества; а так как он говорил, они назвали его говорящим, а заодно и долину, в которой он находился.

Этот идол пользовался у йунков великим почтением, а также и у инков, после того как они захватили ту прекрасную долину, в которой испанцы основали город, именуемый Городом Королей, поскольку его основали в день, когда явилось видение господа, представшего перед язычеством. Таким образом, Римак, или Лима, или Город Королей — это одно и то же; его герб составлен из трех корон и одной звезды. Идол находился в роскошном храме, хотя и не таком, как храм Пача-камака; сюда приходили и направляли своих послов господа Перу, чтобы посоветоваться по делам, которые они считали важными. Испанские историки путают храм Римака с храмом Пача-камака и говорят, что Пача-камак был тем [идолом], который говорил, и не упоминают о Римаке; а эта ошибка, как и многие другие подобные, имеющиеся в их историях; они рождены незнанием особенностей языка и тем, что они не очень утруждали себя уточнениями, а могла она также возникнуть и по причине близости тех долин, ибо нет между ними и четырех маленьких лиг и обе они принадлежали одному и тому же господину» [там же].

Миссионер Фернандо де Монтесинос рассказывал, как якобы еще до появления в Новом Свете испанцев великий инка Виракоча отремонтировал храм Пачакамака и преподнес жрецам богатые пожертвования. Затем он стал спрашивать, что ждет его наследников. Главный жрец передал ответ бога, согласно которому сын и внук Виракочи будут править успешно и совершат множество побед, но потом в страну придут новые правители — белые, бородатые и очень жестокие. После этого Виракоча, чтобы умилостивить Пачакамака, совершил еще большие приношения в его храм.

О судьбе Пачакамака во время завоевания державы инков испанцами рассказывает испанский священник Сьеса Педро де Леон в книге «Хроника Перу»:

«Когда губернатор дон Франсиско Писарро (с позволения на то Господа) захватил в провинции Кахамарка Атабалипу, узнав об этом храме и о находившемся в нем огромном богатстве, послал капитана Эрнандо Писарро, своего брата, с группой испанцев, чтобы они добрались к этой долине и извлекли всё золото, какое в этом гнусном храме было. С собранными сокровищами он должен был бы вернуться в Кахамальку [Кахамарку]. И капитан Эрнандо Писарро постарался как можно быстрее добраться к Пачакама[ку]. Известно среди индейцев, что знать и жрецы храма [до прихода испанцев] успели вытащить более 400 нош золота, которое так никогда и не было обнаружено, и ныне живущие индейцы не знают, где оно находится, и Эрнандо Писарро не обнаружил (который был первым испанским капитаном, вступившим на эту землю) ни грамма золота и серебра. Спустя некоторое время, капитан[ы] Родриго Оргоньес, Франсиско де Годой и другие добыли много золота и серебра из погребений. И еще полагают и считают достоверным, что его куда больше, но так как неизвестно, где оно захоронено, то считается утраченным. И если до сих пор его не обнаружили, недолог час, когда оно будет раздобыто. Со времени, когда Эрнандо Писарро и другие христиане вошли в этот храм, оно исчезло, и у дьявола власть стала шаткой, имевшиеся идолы были уничтожены, а сооружения и храм Солнца в последующем были забыты, и даже не стало многих этих людей, настолько, что в нем осталось совсем мало индейцев. Он также оброс деревьями, как и его окрестности. А в полях этой долины выращивается много коров и другого скота, а из кобыл получаются хорошие лошади» [Перевод С. А. Куриенко].

Стоит отметить, что словам Сьесы Педро де Леона, будто Эрнандо Писарро не нашел золота в храме Пачакамака, противоречит письмо самого Эрнандо, подготовленное для королевской аудиенции в ноябре 1533 года. Там он указывал, что для переноса сокровищ из Пачакамака в Кахамарку потребовалось десять тысяч человек. Но вот рассказ о разрушении идолов подтверждается и словами Эрнандо Писарро.

Археологи работают в Пачакамаке уже более ста лет. Первые археологические раскопки здесь были проведены в 1897 году немецким археологом Максом Уле, которого называют «отцом южноамериканской археологии». В 1903 году Уле выпустил фундаментальную монографию «Пачакамак». В основном он исследовал два храма города, известные как Храм Солнца и Храм Луны. Затем работы в Пачакамаке были продолжены лишь в 1938 году, когда в город направился американец Альберт Гизеке при поддержке Национального музея Перу. Он провел раскопки в Храме Солнца, где нашел хорошо сохранившуюся керамику и образцы текстиля, и в других местах. Также Гизеке начал реставрацию Храма Луны. Эта работа была встречена резкой критикой со стороны директора Национального антропологического музея Хулио Телло, указывавшего на непрофессионализм Гизеке (тот действительно был не археологом, а экономистом). В результате с 1939 года работы в Пачакамаке продолжал уже Телло. Он расчистил скрытые ранее песчаными отложениями детали Храма Солнца, а также обнаружил к востоку от храма прямоугольную площадь. Он счел, что там размещались пришедшие к храму паломники, и назвал ее площадью Пилигримов (Plaza de los Peregrinos). Также Телло обнаружил систему цистерн и акведуков, собиравших воду из подземных водоносных горизонтов, и полностью восстановил Храм Луны. Правда, и реставрационные работы Телло не избежали критики, в 1941 году уже пожилой Макс Уле вновь посетил Перу и, увидев результат реставрации, раздраженно произнес: «Это не тот Пачакамак, который я знал!»

В 1941 году в Пачакамаке работала экспедиция под руководством американцев Гордона Уилли и Уильяма Стронга. В конце 1950-х — 1960-х годах раскопками в Пачакамаке занимался Артуро Хименес Ворха, основатель и первый директор Музея Пачакамака. Новый этап в изучении Пачакамака начался в 1999 году, когда был основан «Проект Ичма», посвященный исследованию роли города в государстве Ичма в период, предшествующий присоединению его к империи инков. С 2003 года начался также «Археологический проект Пачакамак» под руководством Идзуми Симады. Наконец, с 2012 года группа итальянских ученых во главе с Николой Мазини исследует систему канализации Пачакамака при помощи геофизических методов и спутникового зондирования.

За годы исследований Пачакамака археологи обнаружили три большие ступенчатые пирамиды, служившие храмами, несколько более поздних ступенчатых пирамид, которые считаются дворцами местных правителей, жилые дома, мастерские ремесленников и некрополи. Три главных храма называются Храмом Солнца, Храмом Луны и Расписным храмом (Templo Pintado). Храмы Солнца и Луны воздвигнуты в эпоху инков, Расписной храм относится к эпохе Уари. Именно он, как считается был храмом бога Пачакамака. На стенах Расписного храма действительно сохранились фрески, выполненные красной, желтой, черной, зеленой и белой красками.

 

Расписной храм в Пачакамаке

 

Следы настенных изображений Расписного храма

Священное изображение бога в Расписном храме («идол» в терминах испанских авторов) находилось внутри храма в небольшой комнате, куда могли заходить только жрецы. Согласно описаниям, идол был вырезан из дерева, а на вершине его имелась человеческая фигура.

Считалось, что это изображение вместе с прочим убранством храма было уничтожено по приказу Эрнандо Писарро. Но в 1938 году уже упоминавшийся Альберт Гизеке раскопал верхнюю часть Расписного храма и нашел большой цилиндрический резной деревянный столб высотой более 2,34 метра и диаметром около 13 сантиметров. На вершине его действительно были антропоморфные фигуры, стоящие спиной друг к другу. Ниже по всей длине столба были вырезаны фигуры людей, животных с человеческими головами, ягуары и двуглавые змеи, а также геометрические узоры. Этот артефакт стал известен как Пачакамакский идол.

Пачакамакский идол в музее и прорисовка резьбы (более детальное изображение по клику)

Иконографический и стилистический анализ изображений на Пачакамакском идоле показывал их сходство с характерными мотивами изобразительного искусства и деревянными артефактами культуры Уари, что позволяло отнести его к доинкской эпохе. Однако другие исследователи полагали, что он был изотовлен лишь во времена инкского владычества, когда храм в Пачакамаке стал местом, куда прибывали паломники со всех концов империи инков.

Главной целью ученых из Франции и Перу, чье исследование недавно было опубликовано в электронном научном журнале Plos One, было определение красок, следы которых сохранились в некоторых местах на поверхности Пачакамакского идола. Но также они изучили дерево, чтобы определить его породу и приблизительный возраст. Состав пигментов устанавливали при помощи рентгенофлуоресцентной спектрометрии, а возраст идола — радиоуглеродным методом.

Первую новость принес анализ древесины. Предшествующие авторы писали, что Пачакамакский идол изготовлен из лукумы (Pouteria lucuma), однако оказалось, что это определенно не так, а вероятным материалом послужили или дерево мескито (Prosopis palida или Prosopis juliflora), или родственный акации вид Vachellia macracantha.

Радиоуглеродное датирование установило, что Пачакамакский идол был сделан в 760–876 годах (калиброванная дата). Так что оказались правы те, кто относил его к временам государства Уари, причем к раннему периоду его существования. Был датирован также фрагмент древесины лукумы, найденный в глиняном постаменте в Расписном храме (вероятно, часть другого изображения божества), и он оказался даже более ранним — 770-й год ± 70 лет.

 

Исследование Пачакамакского идола

Анализ пигментов позволил установить, что Пачакамакский идол был раскрашен как минимум в три цвета: желтый, белый и красный. Желтая и белая минеральные краски часто применялись во фресках Расписного храма и в других местах в городе Пачакамак и были местного происхождения. Для красного пигмента была использована киноварь, которую для этого доставили издалека и в других зданиях в Пачакамаке не использовали. Правда, киноварь в виде порошка в полотняных мешочках была найдена там археологами, возможно, это были пожертвования в храм. Еще в Пачакамаке красным киноварным пигментом были расписаны некоторые деревянные маски в погребениях. Добывали киноварь в Уанкавелике в центральных Андах, почти в 380 километрах от Лимы (исследователи не исключают существования других, пока неизвестных рудников). Обнаружение киновари на Пачакамакском идоле развеяло связанный с ним миф: иногда утверждали, что в красный цвет идола красили кровью приносимых в жертву людей или животных.

Просмотров: 192


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×