Ровно год назад в Софийском соборе Киева состоялась Рождественская литургия, которая имела особое значение для Украины. В древнейшем киевском храме выставили пергамент с текстом томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ).
РекламаЗа два дня до этого в соборе святого Георгия в Стамбуле состоялась церемония вручения церковной грамоты о независимости Православной церкви Украины (ПЦУ). Таким образом, процесс создания новой церкви на Украине почти завершился в сочельник. На тот момент нерешенным оставался только один вопрос: признание автокефалии ПЦУ другими поместными церквями, и в этом направлении процесс все еще длится.
При этом за прошедший год на Украине сменилась власть, и сегодня Офис президента не принимает столь активного участия в религиозной жизни страны. Помимо этого назрел раскол уже внутри ПЦУ.
Рождество в расколеПоздравляя украинцев с Рождеством, президент Владимир Зеленский пожелал осуществления желаний и мира.
«Колядку колоколов», написанную на мелодию Николая Леонтовича, перепевают в более чем 150 вариациях. Так украинский «Щедрик» дарит рождественский дух по всему миру.
Это дух надежды, добра, ожидание чуда и невероятного единения, которое царит за столом, когда семья собирается на Святую вечерю. Пусть год будет щедрым на осуществленные надежды и чудеса, пусть воцарится согласие и наступит мир в каждой семье! Всем вкусной кутьи! Христос рождается! Славим его!» — написал Зеленский в Facebook.
К слову, празднование Рождества 7 января на Украине может оказаться под вопросом в будущем. Митрополит ПЦУ Епифаний на днях предположил, что церковь может перейти на Григорианский календарь, согласно которому Рождество отмечается 25 декабря.
«Церковь в целом не против, но мы говорим о том, что это не сейчас, нужно провести большую просветительскую работу. Сейчас в епархиях мы проведем соответствующий опрос, увидим, какой процент за перенос, а какой против. Будем анализировать, будем работать, и в будущем, я думаю, этот вопрос будет решен положительно», — сказал Епифаний в интервью «Радио Свобода».
Сегодня украинская церковь встречает второе Рождество в состоянии внутреннего раскола, который за год стал еще глубже. Непримиримые противоречия возникли и внутри ПЦУ.
Документ, окончательно разделивший украинскую и российскую церкви, был подписан 5 января 2019 года Вселенским патриархом Варфоломеем. До этого в Киеве прошел объединительный собор, в ходе которого из неканонических Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) была создана ПЦУ. Возглавил новую церковь митрополит Епифаний. Прошлогоднюю Рождественскую литургию в Киеве он впервые провел как глава поместной церкви, ему же и был вручен томос.
Предполагается, что УПЦ КП, как и автокефальная православная церковь, прекратят свое отдельное существование, чтобы влиться в ПЦУ. Этого, однако, не произошло. В мае глава Киевского патриархата Филарет заявил, что его церковь продолжит существование, а он останется ее патриархом. В июне в Свято-Владимирском соборе в Киеве прошел собор УПЦ КП, в ходе которого было принято заявление, критикующее независимость ПЦУ.
«Томос об автокефалии, выданный Украинской православной церкви 6 января 2019 года в Константинополе (Стамбуле), не соответствует статусу автокефальных церквей, которыми обладают все автокефальные церкви, и поэтому ставит Православную церковь Украины в зависимость от Константинопольского патриархата. Собор благодарит вселенского константинопольского патриарха Варфоломея и всех архиереев Матери-Церкви за попытку решить украинскую церковную проблему, но нас не устраивает содержание томоса об автокефалии Православной церкви Украины», — сообщалось в соборном постановлении УПЦ КП.
В заявлении Филарета, более того, говорится, что Киевский патриархат станет третьей церковью на Украине, помимо ПЦУ и УПЦ Московского патриархата (МП). В отличие от последних, УПЦ КП, по словам Филарета, остается «независимой». Так начался процесс усугубления раскола внутри украинской церкви.
Причем противостояние сторон в юридической сфере затянулось до декабря и сопровождалось взаимными обвинениями в незаконности существования.
В сентябре Окружной административный суд Киева приостановил ликвидацию УПЦ КП и запретил «совершать любые регистрационные действия, в том числе распоряжаться имуществом церкви».
11 ноября же Шестой апелляционный административный суд Киева отменил приостановку ликвидации.
14 декабря в честь годовщины объединительного собора, на котором было принято решение о создании ПЦУ, Епифаний объявил о юридическом прекращении существования Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. На следующий же день юридический отдел УПЦ КП опубликовал опровержение, назвав действия ПЦУ незаконными.
Проблема заключается в том, что обе церкви претендуют на одни и те же храмы и приходы, поэтому ситуация находится, по большому счету, в юридической плоскости. Филарет уже заявил, что будет бороться до конца за существование УПЦ КП.
Так или иначе, подобные конфликты и деление имущества негативно сказываются на репутации созданной год назад церкви.
Некоторые политологи и эксперты обращают внимание на тот факт, что противоречия внутри ПЦУ начались практически сразу после смены президента Украины. Экс-глава страны Петр Порошенко, добившийся предоставления томоса церкви, оказывал весомую поддержку ПЦУ. Его уход значительно уменьшил роль власти в религиозной жизни Украины. Послабление, соответственно, могло способствовать восстанию Киевского патриархата.
Зеленский в стороне от церквиСосуществование на Украине Православной церкви Украины и Украинской православной церкви, оставшейся частью Русской православной церкви (РПЦ), стало барометром состояния отношений России и Украины.
Вручение томоса об автокефалии было для Порошенко одним из главных достижений на его посту, к чему он и апеллировал неоднократно в ходе предвыборной кампании. Именно благодаря его многочасовым переговорам с патриархом Варфоломеем в апреле прошлого года процесс обретения украинским православием автокефалии стремительно ускорился.
Автокефалию церкви Порошенко связывает с независимостью Украины. Так, например, судебные иски в адрес ПЦУ он назвал атакой «в информационном пространстве со стороны государства-агрессора».
Причем подобные «атаки» экс-президент связывает со сменой власти в стране. «К сожалению, фундаментальные изменения не стали необратимыми, и мы все еще должны их защищать», — рассуждал Порошенко в интервью телеканалу «Украина» в августе.
Об изменениях в православной жизни страны со сменой президента говорит и патриарх РПЦ Кирилл.
«Позиция нынешнего президента и властей изменилась, и декларация о невмешательстве в церковные дела, которая сопровождала первые шаги в деятельности господина Зеленского, свидетельствует о том, что государственная власть занимает единственно правильную позицию: не вмешиваться в эти церковные противоречия и не занимать никакую позицию, которая бы привела к давлению, в том числе на нашу каноническую украинскую церковь», — указывал предстоятель РПЦ 11 декабря перед заседанием Высшего церковного совета Русской православной церкви.
Украинский лидер действительно старается дистанцироваться от той политики, на которую опирался его предшественник.
Зеленский, например, встречаясь в августе с Константинопольским патриархом Варфоломеем, заявил, что «власть не должна вмешиваться в церковные дела». Поздравляя украинцев с Днем крещения Руси, президент призвал представителей всех церквей к диалогу.
«Это историческое событие стало мощным стимулом к объединению древнего государства, его укреплению и развитию. Я призываю предстоятелей церквей к диалогу, чтобы вера объединяла, а не разделяла украинцев. В единстве — наша сила и наше будущее!» — написал он в Twitter.
Показательной стала история с предновогодним шоу «Квартала 95», в котором Зеленский, на тот момент еще не объявивший о выдвижении своей кандидатуры в президенты, пародируя Порошенко, в шутку назвал томос «термосом».
Подобной отстраненностью, впрочем, президент привлекает и критику. Украинские журналисты, например, обратили внимание, что
глава государства проигнорировал годовщину Объединительного собора, на котором была создана Православная церковь Украины. Заявлений на эту тему от Зеленского не последовало ни в его соцсетях, ни на сайте Офиса президента.
Для сравнения, Петр Порошенко не смог обойти стороной столь значимую дату. В Facebook он опубликовал пост, в котором назвал день, когда состоялся Объединительный собор, «одним из самых важных» в его жизни.
«Большое количество верующих, которые сейчас молятся в Михайловском соборе, год назад с 9 утра до 8 вечера тоже молились, и именно это стало решающим в создании церкви, ибо Господь услышал наши совместные молитвы. Те, кто хотели помешать созданию нашей церкви, говорили, что она не продержится и месяца. Что внутренние распри, внешнее давление и препятствование нашей церкви как внутри, так и за ее пределами, не дадут церкви выжить. Но потуги недругов нашей церкви бесполезны», — написал Порошенко.
Религия при Петре Порошенко стала инструментом. Так, в январе прошлого года политик в рамках своей предвыборной кампании отправился в томос-тур по Украине, где его сопровождали Филарет и Епифаний. Именно тогда и появился знаменитый лозунг Порошенко для избирателей — «армия, язык, вера».
Открытая поддержка ПЦУ предыдущим украинским главой продемонстрировала, что прежняя власть рассматривала это важное в религиозном мире событие как способ создания украинской идентичности и полного разрыва отношений с Россией. Именно поэтому и заявления Патриарха Кирилла о невмешательстве Владимира Зеленского в дела церкви можно расценивать как признаки потепления в российско-украинских отношениях.
Церкви ссорятся из-за УкраиныВручение томоса тем не менее не стало окончательным этапом создания новой церкви. ПЦУ нужно признание других церквей, чтобы укрепить сам факт независимости. Практически сразу это сделала Константинопольская православная церковь, которая и приняла решение даровать томос. Признание ПЦУ — важнейший имиджевый показатель, демонстрирующий одновременно размеры влияния и Константинополя, и РПЦ на мировые православные церкви.
За прошедший год ПЦУ получила признание еще двух церквей из 14 — Элладской (Греческой) православной церкви и Александрийского патриархата.
Синод Русской православной церкви полностью разорвал отношения с Вселенским патриархатом и объявил о прекращении церковного общения с частью иерархов Элладской церкви. Патриарх Кирилл прекратил поминовение патриарха Александрийского Феодора, и на ближайшем Архиерейском соборе РПЦ определит свою позицию по отношению к Александрийскому патриархату.
Предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний в разговоре с Русской службой «Би-би-си» называет главным препятствием в этом направлении активное противодействие процессу признания со стороны УПЦ Московского патриархата. Именно из-за этого, по его словам, некоторые церкви не спешат с признанием ПЦУ.
«На очереди [признать ПЦУ] — несколько поместных православных церквей. Я не хотел бы прогнозировать, потому что это неблагодарное дело, и я [не хотел бы] облегчать работу соседям, которые нам противостоят…
Мы видим, что РПЦ пытается давить на иерархию [поместных церквей], поэтому иерархи сейчас в определенной степени выжидают, а только потом окончательно высказывают решение. Думаю, так будет с многими поместными церквями, которые в начале следующего года дадут нам хорошие новости», — заявлял в декабре митрополит.
Более того, Епифаний уверен, что со временем и РПЦ присоединится к признанию ПЦУ.
Еще одним репутационным фактором независимости Православной церкви Украины является количество перешедших под юрисдикцию ПЦУ приходов. Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в интервью телеканалу «Россия-24» заявлял, что в ПЦУ перешли около 300 приходов, что составляет менее 1%. При этом, по его словам, большинство переходов были совершены под давлением.
В то же время, по словам Епифания, по состоянию на декабрь к Православной церкви Украины присоединились 600 приходов. Впрочем, это число, по мнению митрополита, вырастет после того, как еще несколько церквей признают независимость ПЦУ.