Правила пользования
Курс ЦБ на 16.04 USD 448.56 up 0.67
EUR 478.03 up 1.25
RUB 4.79 up 0
16 апреля Вторник, 18:25
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«М.Суюнбаев: Культурная политика Кыргызстана. Часть 1»

Дата: 10.07.12 в 00:06
Мобильная версия Шрифт

Культурная политика
(часть 1)

Мурат Суюнбаев
Универсальный, глобальный и региональный контекст

У политических элит Кыргызстана культурная политика ассоциируется с "пиликаньем на скрипке". В планах министерства культуры расписано, что нужно сделать для того или иного музея или театра. Это тоже нужно, но этого крайне мало. А ведь культурная политика вытащила США из депрессии 1929-1931гг. США. Культурная политика Запада (она же "холодная война") победила СССР.

Мне представляется, что в наших условиях нужен более глубинный, концептуальный подход. Ведь в переходных странах идет не реформа, а смена цивилизации, а это подтверждает, что надо менять не только материальную культуру, но и духовную, важнейшим компонентом которой является менталитет.

Основная проблема модернизации – это проблема смены "способа мышления".

Садык Рефат, посол Османской империи

К объективным причинам, затрудняющим выработку культурной политики следует отнести и переходный период и глобализацию.

К субъективным причинам можно отнести тот факт, что мало кто из президентов на пространстве СНГ понимает суть культурной политики. Связано это с тем, что политическая элита СНГ формировалась главным образом из корпуса т.н. "красных директоров". В советское время они особенно не соприкасались с культурной политикой. Нет осознания важности культурной политики в самый сложный период – смены цивилизаций. Все это приводит к тому, что понимание культурной политики со стороны политической элиты ограничивается комплексом мероприятий. Работники министерства культуры не могут объяснить важность и необходимость культурной политики. Все сводится к набору заклинаний и аргументам типа "не развивать культуру - стыдно".

Государственное вмешательство необходимо в связи с тем, что система культурной политики лишена свойства саморегуляции. Вместе с тем, в культуре наименее применима концепция рыночных регуляторов.

Культура понимается как основа цивилизационной системы. Она есть способ интеграции биологических индивидов в социальную среду. Культура отвечает за нормообразование через систему ценностей и выполняет регулятивную функцию. Развитая культура - предпосылка для устойчивого функционирования государства. Чем выше степень освоения человеком культу­ры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Культура определяет взаимоотношения человека с самим собой (менталитет), с другими людьми (этика), с материальной (экономика) и окружающей средой (экология). Эти взаимоотношения находятся в органическом единстве. Культура является также неотъемлемой частью понятия свобода.

Культура и образование - ключи к модернизации общества и государства. Культура – основа креативного потенциала индивидов и общества, а, следовательно, инновационного потенциала экономики. Конкурентоспособность определяется соревнованием культур. Культура через развитие человеческого и социального капитала является одним из факторов инвестиционной привлекательности.

Культурная политика - это инструмент регулирования развития. Она должна быть неотъемлемой частью всех направлений государственной политики. Необходима целостная культурная политика, направленная на сохранение наследия, модернизацию страны через капитализацию культурных достижений, человеческого и социального потенциала в конкурентоспособную экономику.

Культурную политику по степени сложности проблем необходимо поставить на уровень документов, важность которых принимается политической элитой. Это такие документы, как: концепции национальной безопасности, развития и внешней политики. Необходимо понять, что эти документы взаимосвязаны и равнозначны.

Поэтому в концепцию культурной политики необходимо выдвинуть следующие приоритеты:

укрепление стабильности общества и национальной безопасности. Не секрет, что войны в Югославии, Таджикистане были отчасти связаны с недостатком социального капитала – понимания между людьми;
обеспечение модернизации страны;
укрепление имиджа страны за рубежом.
Поскольку Кыргызстан находится не в безвоздушном пространстве, необходимо проанализировать универсальный, глобальный, региональный и республиканский национальный контекст.

Важный момент, который удалось выявить из универсального контекста, это то, что непрерывность основных культурных традиций (религия, алфавит, язык) есть важнейшее условие развития. Развивается тот, кто эффективно "накапливает" культуру. Китай был когда-то высокоразвитой цивилизацией. В 19 в. Китай был колонизирован западными странами. В 20 в. революции, гражданские войны и догмы маоизма мешали стране нормально развиваться. Колониальный период прошел, гражданские войны прекратились, Дэн Сяопин помог стране освободиться от догм маоизма. Став лидером КНР, он в 1978 г провозгласил 3 принципа, с помощью которых решил вывести свою страну в ряд процветающих: возрождение древней китайской культуры, возрож­дение тысячелетнего философского на­следия и создание условий для свобод­ного проявления лучших качеств китайского народа. И вот тогда то и сработала 4-х тысячелетняя непрерывность китайской культуры. Именно она явилась тем важным ресурсом страны, результаты которого мы видим.

Многие страны проводили рыночные реформы, вводили частную собственность, но особых результатов не добились. Пример Китая, а также Японии, Южной Кореи и Тайваня показывает, насколько важна культура с точки зрения развития.

Лица, принимающие решения на пространстве СНГ, не совсем хорошо понимают значение культурной политики. Культурная политика заключается в целостности. Например, если человек получил музыкальное образование, то плоды этого могут быть получены через 10-15 лет. Культурная политика для лиц, принимающих решения, выглядит следующим образом: делаешь / не делаешь – результатов не ощущается. Т.е. культурная политика характеризуется инерционностью. Инвестиции в образование и культуру дают обществу эффект только через 10-15 лет, поэтому они выглядят как безвозвратные и даже бесполезные.

Другой момент, связанный с временным фактором в культурной политике: инвестиции в социальный, человеческий капитал, в отличие от инвестиций в материальный, инфраструктурный не могут быть отложены, т.к. человек может их получить только в определенном возрасте. Другими словами человек получает культурные блага или услуги в определенной возрастном периоде или не получает вовсе.

Культура является также и отраслью экономики, частью ее третичного сектора услуг. Текущий цивилизационный уровень страны отражают города, тогда как села - хранители предыдущих культурных форматов. У нас же 2/3 населения живет на селе.

В начале 2 тысячелетия наш регион был самым передовым в мире и в экономическом, и в культурном отношении. Это было следствием того, что под влиянием функционирования Великого Шелкового пути в регионе сложилась самая передовая модель экономики. Ведущую роль играл третичный сектор – транспорт, торговля, деловой туризм. Для обслуживания этой модели экономики была создана самая передовая культурная политика.

Центральная Евразия в период Шелкового пути находилась на постиндустриальной фазе развития – экономика услуг.

Доходы от экономики позволяли делать инвестиции в культуру. В это время творили выдающиеся поэты, философы и т.п. Почти все в регионе, что внесено ЮНЕСКО в Фонд мирового наследия, создано именно в этот период.

Регион почти 1,5 столетия подвергался российской/советской аккультурации (которая имела и положительные, и отрицательные последствия), в процессе которой усилилось воздействие оседлой культуры на кочевую. Русификацию можно рассматривать как вариант вестернизации. От советского периода унаследованы высокий уровень образованности и широкая сеть инфраструктуры культуры.

Последние 2 десятилетия идет экспансия и Запада, и Востока. Идет активное внедрение английского языка, западной массовой культуры и одновременно – исламизация и китаизация. Жители села подвергаются воздействию Востока, а жители города - Запада.

В результате вестернизации импортированы чужие (и нередко чуждые) стандарты образа жизни (например, индивидуализм). Западные идеалы стали замещать несформировавшуюся национальную идентичность.

Основные конфессии: ислам и православие не прошли стадию реформации.

В регионе преобладают центробежные тенденции и тенденции к культурному изоляционизму. Узбекистан и Туркмения перешли на латиницу. Казахстан было принимал решение о переходе на латиницу с 2010 года. Таджикистан изучал возможность возврата на арабский шрифт. Экономические и политические барьеры на пути кооперации и интеграции могут быть преодолены лет через 10-15. И к этому времени может оказаться так, что основным барьером станет отсутствие культурной идентичности.

(продолжение следует)

2012-07-09

Источник - analitika.akipress.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1341857160

Просмотров: 672


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×