Материал посвящен 75-летию Алтайского края.
В 2012 году Чуйский тракт - главная дорожная артерия Алтая - отмечает свой 90-летний юбилей. «Именно в 1922 году Чуйский тракт получил статус федеральной трассы. По сию пору для ученых тракт - неиссякаемая тема для изучения; для писателей, художников и шансонье - источник вдохновения; для всех, чья жизнь связана с Алтаем, – настоящая «дорога жизни», - отмечает в материале корреспондент «Вечернего Барнаула».
Как считают исследователи, торговля на реке Чуе началась с ежегодного паломничества тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для совершения духовного обряда в верхах реки Катуни, в урочище Бапхгач. Село Алтайское, «столица» образованной в 1825 году Алтайской волости, стало узловым пунктом для торговых отношений России и Монголии, а торговый путь назвали Чуйским. В середине XIX века здесь работали ярмарки, известные и в Монголии, и в Китае.
В 1900 году правительство выделило транш в 24,5 тыс. рублей «на исправление вьючного пути». Так были построены первые мосты, трубы, подпорные стены, три паромные переправы и открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колесного движения.
Министерство путей сообщения в 1911 году занялось техническими изысканиями по улучшению дороги. Изыскательскую партию возглавил техник путей сообщения Вячеслав Шишков, тот самый, что написал «Угрюм-реку» и «Чуйские были».
«Для создания карты Шишков использовал бронзовый нивелир - оптико-механический геодезический инструмент для определения разности высот между несколькими точками. Экспонат поступил в фонды музея уже после войны. Его сохранил после отъезда Шишкова из Бийска в 1914 году помощник известного топографа Роман Солдатов. Карты Чуйского тракта Шишковым созданы с помощью этого до сих пор работающего нивелира», - говорит старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки, заведующая отделом «Чуйский тракт» Елена Грехова.
Шишков каждый вечер записывал в блокнот свои путевые заметки. Часть из них легла потом в основу его произведений, а другая - в «Путеводитель для желающих совершить путешествие от г. Бийска вверх по Бии и далее через Телецкое озеро в долину Чулышмана», опубликована в газете «Сибирская жизнь» от 18 июля 1910 года.
Работы по обустройству Чуйского тракта прекратились с началом Первой мировой войны, а продолжились уже при советской власти, когда в 1922 году постановлением ВЦИК РСФСР его признали дорогой государственного значения. Значение Чуйского тракта вновь выросло в связи с развитием торговых отношений между СССР и Монголией. В 1961 году его удлинили, он вошел в систему «Новосибирск - Бийск - Ташанта». Но до сих пор водители делают «шоферскую» поправку: от Бийска до Ташанты - настоящий Чуйский тракт, от Бийска до Новосибирска - присоединенный.
Справка: Протяженность Чуйского тракта - 623,6 км (асфальтобетонное покрытие - 212,3 км, гравийное - 411,3). Дорога проходит через Семинский (высота - 1894 м, подъем - 9 км, спуск - 11) и Чике-Таманский (1466 м, 3,5 и 4,5 км соответственно) перевалы, три транспортных разноуровневых развязки, 66 мостов длиной 2685,6 м, 674 водопропускные трубы (1069,2 пог. м), 93 автобусных остановки; 8178 дорожных знаков; 9342 сигнальных столбика. Кстати, протяженность всех автодорог края федерального и регионального значения (более 42 тыс. км) сравнима с длиной экватора планеты Земля. По этому показателю Алтай - на первом месте в СФО, на третьем - в РФ.
Твитнуть
|