Правила пользования
Курс ЦБ на 28.03 USD 449.58 up -0.49
EUR 486.94 up -1.57
RUB 4.86 up 0
28 марта Четверг, 19:56
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Трудно ли быть молодым... актером?»

Дата: 02.07.09 в 17:35
Мобильная версия Шрифт
Трудно ли быть молодым... актером? Прямой эфир

Игра молодых талантливых актеров всегда отличается редкостным темпераментом и обаянием молодости, особой заразительностью. Вливаясь в современный театральный процесс, они дарят и без того живому театральному действу энергию юности.
В казахстанских храмах искусства за минувший театральный сезон произошло много интересного. И кому говорить о переменах и новаторских проектах, если не молодому поколению актеров театра?
В студии прямого эфира актеры Елена Тайматова (“АРТиШОК”) и Дильмурад Джамбакиев (Русский театр драмы имени Лермонтова)

- Дильмурад, Вы недавно отпраздновали свой юбилей - 30 лет. Хотим Вас поздравить и поинтересоваться, с какими итогами подошли к этой дате?
Дильмурад Джамбакиев:
Вы знаете, как-то я давал интервью, 7 или 8 лет назад, и говорил о том, что хочу жениться в 26 лет. Увы, в 26 я так и не женился, но подойдя к 30 годам, могу заявить, что уже женат, чему очень рад. У меня свадьба была 6 июня. Вот такой у меня итог (смеется).
- Елена, расскажите, над чем Вы сейчас работаете?
Елена, Алматы.

Елена Тайматова: Сейчас театр “АРТиШОК” готовит премьеру нового спектакля по мотивам поэзии Тонино Гуэрра, называться он будет “Ангел с усами”. В связи с подготовкой этого материала у нас возникла потребность овладеть новыми направлениями в нашей профессии. Более глубоко окунуться в профессиональное пение. Сейчас мы занимаемся также изучением различных обрядов разных народностей, а также народной музыкой, и не только, что, я надеюсь, найдет свое отражение в спектакле.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о новом спектакле.
Е.Т.: “Ангел с усами” - это наш замечательный проект, над созданием которого мы работаем уже год. Он нам самим кажется замечательным по нескольким причинам.
Во-первых: потому что материалом для этого спектакля стала поэзия Тонино Гуэрры. Когда маэстро узнал об этой работе, он написал специально для нашего театра пьесу, что, безусловно, повергло нас в шок и внутреннюю дрожь - само внимание этого замечательного человека к нашей работе уже большое счастье. Тонино Гуэрра - сценарист Федерико Феллини и Микеланжело Антониони, друг Сергея Параджанова и Андрея Тарковского, человек уже при жизни ставший классикой и легендой, и просто удивительно мудрый и добрый человек.
Во-вторых: этот проект стал возможен благодаря еще одному замечательному человеку, гениальному театральному художнику из Санкт-Петербурга Марине Азизян, которая дружит с Тонино Гуэрра и является художником этого спектакля. Совместная работа с этими людьми - это уже большая честь, как бы пафосно это ни звучало!
Помимо всего этого влияет и сам материал, с которым мы соприкасаемся - темы, переворачивающие душу, мировоззрение, заставляющие задуматься о душевной или даже духовной составляющей нашей жизни, о наших корнях, о том, откуда мы пришли и куда идем. Вопросы, на которые рано или поздно должен ответить каждый. Это трепетный материал, и я хочу надеяться, что зрители получат хотя бы часть тех эмоций, которые мы испытываем, создавая этот спектакль.
- Дильмурад, расскажите, как для Вас началась театральная жизнь? Вы из театральной семьи, Ваше детство прошло за кулисами?
Константин Ким, Алматы
Д.Д.: Сейчас, заглядывая в прошлое, я могу с уверенностью сказать, что театр был со мной с самого детства, точнее с рождения. В детстве я устраивал своим друзьям театр одного актера, где в шутку исполнял целые спектакли, придуманные мною. Чтобы вызвать смех друзей, я притворялся немым или приезжим иностранцем и долго объяснял кондуктору, что билета нет, и не понимаю, что вообще от меня требуют. Мои друзья катались по полу от смеха, находясь в другой половине автобуса.
alt

...правительство должно понять, что поддержка искусства должна быть не разовая, а постоянная. Ведь лицо страны может показать лишь искусство. Чем больше театров, музыкальных школ, институтов искусств, тем выше культура граждан страны.
Дильмурад Джамбакиев

Мой отец в молодости был артистом Уйгурского музыкального театра, играл в ансамбле, пел. В кругах уйгурской диаспоры он был звездой. Композитор, певец, обладавший прекрасным голосом. Увы, на пике своей славы он покинул этот мир и остался в сердцах людей легендой.
Меня в театр направила мама. Она с детства мечтала о сцене, мечтала играть в кино, но ее мечта осталась лишь мечтой. Получается, что ее чаяния осуществляются ее сыном, то есть мной (улыбается).
- Вы хотели бы поменять профессию?
Альфия, Талдыкорган
Д.Д.: Если бы мне предложили поменять профессию, то я бы ее поменял, но лишь на профессию президента (смеется).
- Вы сами ходите в театры? Последний спектакль, на котором Вы побывали?..
Ольга, Алматы
Д.Д.: Я стараюсь не пропускать новые театральные спектакли, хотя предпочитаю смотреть не премьеры, а постановки, которые проходят уже какое-то время. Еще Смоктуновский говорил, что приглашает своих друзей, родных только на десятый спектакль.
- Расскажите, как живется молодому театральному актеру в нашей стране?
Надежда, Алматы
Д.Д.: Молодому актеру в нашей стране живется, увы, нелегко. И вся эта беда начинается от истоков, т.е. от институтов, где получают образование будущие актеры. Ведь преподавание в наших институтах желает лучшего. Проблема заключается в том, что институт не заражает студентов искусством, а, наоборот, пугает своей непрофессиональностью. Уже давно пора заключить договора с педагогами ГИТИСА, “Щуки”, с российскими школами. И здесь должно посодействовать правительство.
Европа давно уже приглашает российских специалистов на мастер-классы: по театральному искусству, сценическому движению, сценической речи, мастерству актера, а наши институты варятся, увы, в собственном соку.
Е.Т.: Это такой обширный вопрос, он требует долгого и обстоятельного ответа и, видимо, некоего анализа. Видите ли, мне живется скорее сложнее, чем просто молодому актеру, так как я работаю в независимом театре и выступаю не только в роли актрисы. Но в целом я, наверное, счастливее просто молодого актера: лично мне живется хорошо, для меня большое счастье заниматься любимым делом, встречаться с творческими людьми, бывать за рубежом, общаться, “делать” театр, быть не просто винтиком, пусть даже талантливым, в неком механизме Театра, но ощущать себя одним целым, окунаясь в процесс самого создания Театра. Безусловно, есть куча сложностей, связанная и с творчеством, и с жизнью, и с тем, что мы делаем свой независимый театр. Но в решении этих сложностей и есть жизнь.
alt - Со стороны правительства в последнее время появляется интерес к театральной сфере. Что меняется в связи с этим в жизни театральных актеров?
Вероника, Алматы
Д.Д.: Правительство многое делает для театров. Вот, например, капитальный ремонт в нашем театре. Также многие артисты получили квартиры от государства. За последние годы артисты побывали на гастролях за рубежом. Это все хорошо, но правительство должно понять, что поддержка искусства должна быть не разовая, а постоянная. Ведь лицо страны может показать лишь искусство. Чем больше театров, музыкальных школ, институтов искусств, тем выше культура граждан страны. А в нашей стране нужно поднимать культуру и изменять менталитет населения в хорошую сторону.
- Для популяризации театрального искусства министерство предлагает записать спектакли и транслировать их по ТВ. Что бы Вы предложили по этому поводу?
Ксения Воронина, Алматы
Е.Т.: Для популяризации театра надо создавать театры! Создавать и поддерживать! Театров должно быть много и разных - детский, пантомимы, современной драмы, танца, уличные театры и т.п.), и тогда у людей будет выбор, куда пойти, что посмотреть, найти что-то интересное для себя. Мы же, к сожалению, ограничены только выбором национальных театров, но театр - искусство интернациональное, хочется, чтобы оно не зависело от языка и особенностей культуры той или иной нации!
И вообще странно думать, что живое искусство - театр, - отснятое на пленку, может составить конкуренцию специально созданным для показа по телевизору фильмам со спецэффектами и компьютерной графикой. Любой современный человек щелкнет пультом и выберет второе и будет прав. Театр - искусство живое, его надо смотреть он-лайн здесь и сейчас, нужно следить за сиюсекундными изменениями, которые происходят в актере, в атмосфере на сцене. Пленка, к сожалению, не передает этого эффекта. Она делает театр мертвым и скучным. В общем, БОЛЬШЕ ТЕАТРОВ - ЖИВЫХ И РАЗНЫХ!
- У театра “АРТиШОК” недавно появилось свое печатное издание “Чертиче”. Какой информацией может поживиться читатель на страницах журнала?
Е.Т.: Во-первых, основное, что может найти читатель на страницах нового издания, это репертуар нашего театра на предстоящий месяц. Потом, если кто-то успел заметить, у этого издания неординарное оформление - два замечательных художника Зоя Фалькова и Антон Болкунов, с которыми наш театр тесно сотрудничает, делают все, чтобы читать было не скучно. Со следующего сезона журнал будет выходить, возможно, дополненным различными текстами, заметками, касающимися театра “АРТиШОК” и театра вообще, и не только. Издание новое, и мы открыты для различного рода предложений и пожеланий. 
alt

До тех пор пока зрители будут ходить в театр, потому что культурным людям в театр ходить НАДО, а не потому что они ХОТЯТ туда пойти, - это и будет оставаться такой псевдокультурой. Но тут возникает самый справедливый вопрос - когда же наши театры будут показывать то, что заставит людей ХОТЕТЬ посещать спектакли?
Елена Тайматова

- Что можете сказать о зрительской культуре в Казахстане?

Е.Т.: Это очень сложный вопрос. Я стараюсь бывать в других театрах нашего города, наблюдаю за людьми и задаюсь вопросом, почему сегодня вечером тот или иной человек пришел в театр? В Казахстане выработался определенный стереотип похода в театр: кто-то ведет девушку, потому что он культурный человек, с хорошими намерениями, кто-то идет с мамой/женой/мужем, просто потому что давно не выходил в “свет”, кто-то еще не видел театр после ремонта и т.д. И редко кто действительно идет на спектакль, идет в театр, чтобы получить что-то в свою душу. В этом и есть основная сложность. До тех пор пока зрители будут ходить в театр, потому что культурным людям в театр ходить НАДО, а не потому что они ХОТЯТ туда пойти, - это и будет оставаться такой псевдокультурой. Но тут возникает самый справедливый вопрос - когда же наши театры будут показывать то, что заставит людей ХОТЕТЬ посещать спектакли? И вот это задача, на решение которой может уйти не одно десятилетие! Но главное, чтобы за это время люди вообще не забыли, что такое культура и искусство. Конечно, не все так пессимистично, но вопрос этот очень глубокий и решать его даже тем 48-50 театрам, которые есть в нашей стране, очень и очень сложно!
Д.Д.: Над культурой зрителя надо еще работать. Заметьте, что перед началом спектакля администрация просит отключить сотовые телефоны, потом перед 2-м актом снова звучит трансляция: “Просьба отключить сотовые телефоны”, и Вы знаете, ни один спектакль не прошел, чтобы не зазвонил телефон. Ну если ты приходишь в театр, неужели ты не можешь отключить трубку на 1,5 часа? Во время антракта реши все свои проблемы и снова отключи. А если бы вы знали, что остается под креслами после спектакля! И ведь это делают не дети, а взрослые люди, родители. Менталитет у нашего зрителя опустился уже ниже дозволенной черты, и государству пора бить тревогу.
- “АРТиШОК” побывал с гастролями во многих странах мира. Расскажите о самом запоминающемся выступлении. Чем отличается отечественная публика от зарубежной?
Диляра, Алматы
Е.Т.: Самыми запоминающимися, пожалуй, стали спектакли в Японии. Так как впервые нам пришлось вводить в наш состав чужую актрису, это было очень страшно. Спектакль, созданный на определенную команду людей, очень сложно поддается изменениям, но все прошло как нельзя лучше: токийская актриса оказалась очень профессиональной, отлично вписалась в команду. Мы тоже выучили несколько фраз по-японски, нам пришлось также сделать некоторые изменения в тексте спектакля, чтобы адаптировать его для японской публики, но спектакли шли с большим успехом. Пять спектаклей за три дня, по два в день, что тоже стало новым и важным опытом для нашего театра.
Зрители определенно везде разные, где-то более сдержанные, где-то более темпераментные, но всегда находятся точки соприкосновения и это очень приятно, когда ты чувствуешь понимание не на уровне языка, темы или ментальности, а на каком-то другом, возможно, более тонком человеческом уровне. А алматинская публика очень родная и теплая, это чувствуется еще до выхода на сцену.
alt - Роли, о которых мечтают актеры - это Гамлет, Король Лир. Дильмурад, расскажите о том, к чему стремитесь Вы?
Мейрам, Алматы
Д.Д.: Я бы не сказал, что мечтаю о Гамлете или Лире. Но я мечтаю сыграть Сирано де Бержерака, Овода... Честно говоря, я бы с удовольствием сыграл бы и Гриб в третьем ряду, но главное, чтобы этот спектакль ставил одаренный или точнее гениальный режиссер. Хотелось бы поработать на одной площадке с режиссером, который идет в ногу со временем и знает, что хочет сказать зрителю через игру актеров. Я стремлюсь найти своего режиссера.
- Роли каких персонажей Вам достаются чаще всего?
Д.Д.:
С моей точки зрения, мне достаются роли характерные, и, к моему сожалению, режиссеры дают мне однотипные роли. Со мной был такой случай, когда один режиссер мне сказал: “Я видел твою работу в одном спектакле, это было просто супер. Не мог бы ты и в моем спектакле сыграть этот же образ?”
- Расскажите о самой любимой роли, которую Вам довелось сыграть.
Д.Д.: У меня, конечно, не одна любимая роль, но самые родные: это Дэдэ в спектакле “Уроки французского”.
- Елена, о каких ролях мечтают актрисы? Есть ли роль, которую Вы стремитесь сыграть?
Е.Т.:
Честно говоря, нет! В классическом, репертуарном театре актрисы наверняка мечтают создать тот или иной образ в зависимости от амплуа, возраста и душевной организации. Просто, наверное, я счастливый человек, потому что в нашем театре я играю все, что хочу. И если в будущем будут приходить какие-то мысли и мечты, то, я надеюсь, у меня будет возможность их реализовать.
- Как актер самого неординарного театра в стране, скажите, чем на сцене сегодня можно удивить искушенную публику?
Влад, Алматы

Е.Т.: Публику любую - и искушенную, и неискушенную - можно удивить одним - искренностью. Один из важнейших аспектов театра и то, зачем большинство зрителей приходят сюда - это живые глаза актера. Люди приходят в театр за СВОИМИ эмоциями, которые они испытывают в ответ на происходящее на сцене. И если зритель ничего не испытал, то он больше не придет, будь это хоть самый навороченный в плане техническом или самый брендовый в плане занятости актеров и режиссуры спектакль. Если мы не пробудили ничего в душе зрителя, то мы его потеряли. И иногда даже самый искушенный зритель, видя примитивный спектакль, но сыгранный искренне, с душой, хранит его в своей памяти долгие годы.
- Вы бы сыграли в кино или приняли бы участие в съемках рекламы на ТВ?
Катерина Волкова, Алматы
Д.Д.: У меня уже был небольшой опыт работы в кино и я получил громадное удовольствие от этого процесса. И надеюсь, что когда-нибудь наш диалог продолжится.
А насчет рекламы, то это тоже процесс приятный, я был 2,5 года лицом одного банка. Теперь с удовольствием бы порекламировал швейцарские часы или французские духи.
- В театре “АРТиШОК” проводятся импровизированные спектакли. Бывали ли случаи, когда удачная импровизация не получалась? Как актер может исправить ситуацию в таком случае?
Е.Т.: Да, в импровизации бывает всякое. Но одно из основных правил импровизации - это НЕ оценивать происходящее в момент нахождения на площадке, ты не думаешь, удачная это импровизация или нет, ты просто действуешь, доверяя всему, что происходит вокруг, и своим партнерам. Это уже потом ты можешь проанализировать и понять, что где-то был прав, но зачастую, даже если итог, с точки зрения смотрящих, не очень хорош, ты все равно герой, потому что вход в импровизацию - это всегда маленькая смерть, и ты ее побеждаешь...
- Дильмурад, были ли случаи, когда Вам приходилось импровизировать на сцене? Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь из них.
Д.Д.:
Как-то играли мы военный спектакль, посвященный Дню Победы. Я там исполнял песню “Тальяночка”. И вот как-то на очередном спектакле я ее запел, пропел первый куплет, потом припев и вдруг текст вылетел из головы, так я от волнения вместо третьего куплета спел 4 раза припев. После такой “импровизации” месяц не мог прийти в себя.
- В конце июня театр “АРТиШок” ушел на каникулы. Чем будут заняты актеры во время отпуска? Расскажите о предстоящих гастролях коллектива театра.
Мирослава, Алматы

Е.Т.: Летом все равны - все хотят отдыха, новых впечатлений, удовольствий, приключений. Мы тоже восполняем эти потребности, как можем. Восстанавливаем силы, придумываем что-то, что было бы интересно делать в будущем сезоне. А ближайшие гастроли театра, вероятно, будут в Украине, в городе Харьков, осенью этого года, но пока проект в подготовке и ведутся переговоры.
- Вы играете на сцене с самыми знаменитыми казахстанскими актерами театра. Как относятся корифеи к молодому актеру?
Саида Исабекова, Алматы

Д.Д.: Уважение перед корифеями можно заслужить лишь на сцене. Можно много говорить о себе, но лишь сцена докажет, стоишь ли ты чего-то.
- Считается, что театр - это искусство для избранных. Вы с этим согласны?
Д.Д.:
Сейчас могу точно, с уверенностью сказать, что если тебе дано сверху, то ты будешь актером, а если не дано, а есть лишь желание или амбиции, то лучше овладеть другой профессией. Сцена - она для избранных. Не подумайте, что я говорю это так звонко и бравурно.
Ведь обаяние нельзя наработать, оно или дано, или нет.
Е.Т.: “Избранных” в плане исполнительском или зрительском? Скорее, ни то, ни другое не верно. Если считать, что только “избранные” могут делать театр... Да, истинными деятелями театра становятся только фанаты, что также справедливо для любой другой профессии и вообще любого дела. Чтобы хоть что-то сделать, надо приложить массу усилий, таланта, энергии, желания. Посадить картошку, создать банк, найти нефть - все это требует определенной “избранности”, театр требует своей. А если говорить о том, что только “избранные” могут смотреть и понимать театр, так это вообще неправда. Театр - искусство очень открытое и зачастую не требует спецподготовки, он требует только душевной включенности и эмоционального ответа на то, что происходит на сцене, а этим владеют все, только не все себе в этом признаются!
- Елена, Вы и Ваши коллеги по “АРТиШОКу” в большинстве своем молодые и энергичные люди, полные смелых идей. Как думаете, что ждет театр в будущем, лет этак через 20?
Е.Т.: Ой, это зависит от многих причин. Мы занимаемся театром не в самое благоприятное для этого время. Несмотря на то, что мы называемся НЕЗАВИСИМЫМ театром, мы вынуждены реагировать на изменения в обществе, в стране, в жизни, иначе мы утеряем свою жизненность и актуальность и исчезнем. Трудно сказать, что будет через 20 лет, когда не знаешь, что будет с тобой завтра. Дай бог, чтобы мы все дожили до этого времени и увидели программу-2030 в действии, к тому времени она уже вот-вот завершится.
- Вы готовы посвятить театру всю жизнь?
Меруерт, Алматы
Е. Т.: Да, в том или ином качестве! Я надеюсь, что моя жизнь и в будущем будет связана с театром.
Д.Д.: Я готов умереть на сцене, не только посвятить жизнь.
Подготовила Айгерим Бейсенбаева

Просмотров: 298


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×