Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 23:31
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Т.Акеров: Н. Назарбаев потомок элитарного рода енисейских кыргызов по линии Барсбек кагана!?»

Дата: 05.07.12 в 12:41
Мобильная версия Шрифт

Н. Назарбаев потомок элитарного рода енисейских кыргызов по линии Барсбек кагана!?

Недавно нами была опубликована статья "Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII-X века)" в сайте http://www.centrasia.ru от 30.06.2012, где мы попытались рассказать о миграции енисейских кыргызов на запад в VIII-Хвв. В ней мы писали, что енисейские кыргызы мигрировали на запад в купе с карлуками и чигилями в VIII в. В качестве потомков чигилей мы рассматривали кыргызские племена саяк, бугу. В материале кыргызский этноним "саяк" был отождествлен с названием хакасского рода "сагай", который имел близкие к первому формы: "сагайях", "сагай", "саай", "сай".

Наше вышеотмеченное утверждение вызвал определенный интерес у читателей. Дело в том, что по генеалогическим данным кыргызское племя саяк имел этногенетические связи с казахским родом шапырашты, ярким представителем (колено ескожа) которого является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Т. е. всех стал интересовать вопрос, может ли генеалогия президента Казахстана Н. Назарбаева иметь отношение к саякам или хакасским сагайцам, а точнее элитарным родам енисейских кыргызов, основателей Великого Кыргызского каганата.

Отметим, что кыргызы и казахи издревле являлись родственными народами. Енисейские кыргызы в эпоху Кыргызского Великодержавия имели этнополитические, этногенетические и этнокультурные связи практически со всеми племенами Центральной Азии. Сегодня можно обнаружить этнические связи кыргызов со многими племенами, входившими в состав казахских Улуу, Орто и Кичи жузов в Казахстане. Можно полагать, что многие из них в прошлом имели этнические связи с элитарными родами енисейских кыргызов. Например, с кыргызами в прошлом имели непосредственные связи казахские роды алчын (алакчын), табын, найман и ряд др.

Однако, вывести более конкретную генеалогическую линию, наверное, уже не возможно. Тем не менее, учитывая живой интерес читателей, мы ниже попытаемся проследить этногенетическую связь кыргызского племени саяк с казахским родом шапырашты.

В научных кругах споры на эту тему ведутся очень давно. Например, китайский ученый Хань Жулинь, П.Рачневский, Е.Кычанов связывали найманов и кереитов с кыргызами, а Е.Кычанов сюда включал еще и меркитов и татар. При этом все вышеотмеченные ученые ссылались на данные китайских хроник и на сведения Рашид ад Дина и Ата Малик Джувейни, в которых говорилось о былых связях найманов, кереитов, меркитов с кыргызами.

Китайский ученый Хань Жулинь, специалист по юаньской эпохе, считал найманов той частью енисейских кыргызов, которые в первой половине Х века, после падения государства юаньской династии, ушли на юг. Он обратил внимание на то, что в эпосе "Манас" найманы постоянно упоминались вместе с кыргызами и были в числе верных их союзников. П.Рачневский писал, что найманы и кереиты могли быть частью кыргызского народа или частью этноса Кыргызского каганата [120. –C.103-104.] . Его поддержал Е.Кычанов, который также видел в найманах, кераитах, и меркитах кыргызов. По мнению Е.Кычанова, они могли иметь отношение к енисейским кыргызам и быть этносом Кыргызского каганата. Китайский ученый А.Байтур (кыргыз), ссылаясь на данные А.Атласова, писал о владении найманского князя Тай Бука хана, находившегося между землями Джучи и Угэдэя, которое оставалось ничейным, лишь время от времени оно номинально управлялось то одним, то другим государством вышеназванных чингизидов.

Енисейские кыргызы. Важной вехой истории кыргызского народа являлись VI-VIII века, когда народ переживал свой путь становления и формирования национальной государственности Кыргызского каганата на Енисее. Данному периоду характерна консолидация кыргызских племен в Минусинской котловине, формирование Кыргызского каганата. Эти процессы диктовались сложившейся политической ситуацией в Саяно-Алтайском крае в VI-VIII века, конкурентной борьбой, вынудившей кыргызские племена объединиться против общего врага тюрков во главе с ашина.

В VIII веке, в эпоху правления Барсбек кагана кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызской государственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. Кыргызы распространили свое влияние на некоторые районы Алтая и Западной Монголии. Стремительный рост влияния Кыргызского государства был обеспечен тем, что сразу после падения Второго Восточнотюркского каганата в 744 году, все вассалы тюрков признали власть Кыргызского кагана, вступив к нему на службу. Кыргызский каганат стал покровительствовать басмылам и байырку (барку) от могущественных карлуков и уйгуров.

Кыргызы, после событий 744 года, подчинили под свою власть отдельные племена, входивших в состав Тюркского каганата канглы, теитов, кесеков, толосов, тардушей и других, которые позже были инкорпорированы в состав господствующего этноса. С этого времени кыргызы, вслед за азами начали постепенно мигрировать на запад. К этому времени азы, переселившиеся в Семиречье после событий 715 года, успели слиться с западнотюркскими родственными племенами нушиби и включились в политические процессы на Тянь-Шане. Тем самым закрепление азов на Тянь-Шане стала причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, втянутых в борьбу за верховенство в Семиречье. В результате в VIII веке на Алтае появилась новая общность родственных племен чигилей, алтайских тюрков, кыргызов, которые вместе продвигались на Тянь-Шань, где ими были установлены тесные этнополитические и этнокультурные связи с местными племенами азами, тухси, ягма и др.

В середине IX века кыргызам удалось уничтожить ставку Уйгурского кагана на Орхоне и установить свое господство над Центральной Азией. В.В. Бартольд этот период истории кыргызов назвал эпохой Кыргызского Великодержавия. В ноябре 843 года кыргызский генерал Алп Сол Тепек, возглавивший эту военную кампанию, прибыв в столицу Китая, сообщил, что "им подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие" [1.-С. 101.]

Анализ процесса миграции восточных племен на запад и современной топонимики показывали, что в VIII-IX вв. кыргызы усилили свое присутствие на Алтае, расширяя свои контакты с алтайскими тюрками и чигилями. В то же время в период Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье. Затем в купе с башкирскими и канглийским племенами мигрировали на Волгу, Причерноморье и Крым. Основная масса их обосновалась на Тянь-Шане. Неслучайно, анонимный автор "Худуд аль-Алам" упоминал кыргызов не в связи с карлуками, а рядом с чигилями и тухси. Родословные данные указывали о существовании тесных этнических связей между башкирами, жагалбаями (ягылбай), азами, чигилями, кыргызами и канглами в прошлом.

В эпоху Кыргызского Великодержавия кыргызы Алтай-Тянь-Шаньском регионе имели ряд владений Каркырахан, Табуни, Отуз Оглан. В середине IX века в Семиречье чигили, тюрки, кыргызы совместными усилиями сформировали Караханидский каганат.

Алакчыны. Следует отметить, в VIII веке одной из основных причин миграции восточных племен на запад стало соперничество между Тюргешским каганатом (704 год) и Вторым Восточнотюркским каганатом [2. -C. 138-139.], который всеми силами пытался вернуть утраченное влияние в регионе и на племена Саяно-Алтайского края. В том числе на кыргызов во главе с Барсбек каганом. Стремления тюрков шли в разрез с интересами Тюргешского каганата, который для укрепления своей позиции в регионе с удовольствием принимал бежавшие от преследований племена азов, ягма, жагалбаев, чигилей, кыргызов и др. С тем, чтобы добиться их поддержки и создать на границе буферные владения на случай войны со Вторым Тюркским каганатом. Так, вожди ягма открыто заявляли о верной службе Тюргешскому кагану: "мы пришли служить тебе, если будет дано позволение, мы будем совершать набеги во все стороны" [3.-C. 526]. Кроме того, длительные войны между кыргызами и тюрками с одной стороны, между кыргызами и алчакчынами алакчынами (бо-ма) [4.– С. 480-481.] с другой за господство в Западной Монголии и Прибайкалье тоже подталкивали восточные племена мигрировать на запад.

Источники отмечали, что на севере с кыргызами "часто дрались" [5.-C. 350] прибайкальское племя бома или йелочжи, ("э-ло-чжи", "ге-ло-чжи" или "бома – пегая лошадь"), представлявшее многочисленный народ, всего в три раза уступавший по количеству самим кыргызам. В.Бартольд характеризовал эпоху Барсбек кагана следующим образом: "…владение киргизов занимали обширное пространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузами даже в эпоху их могущества…" [4.-C.190.]. Л.Гумилев писал, что в эпоху Барсбек кагана в VIII веке кыргызские земли простирались на юго-запад до Гэлолу, на восток до Гулиганы [5.-C. 353.]. Кыргызы господствовали в верховьях Томи и Бии, до Саларского кряжа и до озера Байкал [6.-C. 263.]. Он же писал, что в 742 году Китай, опасаясь набегов со стороны тюргешей и кыргызов, укрепил свои северные границы и образовал три пограничных округа для борьбы с племенами тюргешей и кыргызов [6.-C. 261.].

Л.Н. Гумилев делил народ бо-ма на северных и южных. Первые жили севернее Саяно-Алтая. Вторые, составляя одно из ветвей ди, обитали на севере Китая в районах Ганьсу [7.-C. 31.]. Китайские хроники династии Тан на западе от Аньси в Восточном Тянь-Шане локализовали реку под названием Бо-ма, что значит Белая (пегая) лошадь [8.-C. 36.]. В перечне огузских племен М.Кашгари можно обнаружить название племени алайунтлу [9. –C. 34.] (от ала юнт – пегие лошадники).

Кыргызы достойно сражались с ними и на восточной окраине своего владения. В данный период началось инкорпорирование кыргызами в свой состав новых этнических групп, в том числе алакчынов, обитавших на севере Алтая. В Прибайкалье образовали новые улусы булагачинов и керемучинов.

Этнические связи кыргызов с алакчынами сохранились в легендах и генеалогических преданиях, которые свидетельствовали о миграции пегих племен в купе с первыми. Согласно одной из них кыргызы произошли от пегого принца-праотца народа. Жили рядом с Бухарой [10.-C. 200-201.]. Потомками средневековых алакчынов (черных всадников) могли быть лакайцы Таджикистана, которых кыргызы в прошлом называли алакай [11.-C. 108.]. Последние имели тесные связи с кыргызскими племенами мундуз, доолос и кушчу. Этноним "лакай" находит свою аналогию в названии рода накай кыргызского племени кушчу. Потомки алакчынов сохранили свое название в структуре кыргызских племен саяк (беш бакачы, чекел) и саруу (алакчын), чьи имена связывали с Саяно-Алтайским краем [12. -С. 113.]. Генеалогические предания вышеназванных родов связывали их происхождение с пегими людьми. Значение "беш бакачы" соответствовало названию рода енисейских кыргызов "табандыр" [13.-C.99-100.] (от монг. табын-пять), которые входили в круг племен Западной Монголии и Алтая. Согласно легенде род беш бакачы происходил от пяти прародителей, случайно употребивших мясо лягушки (бака), попавшей в котел во время приготовления обеда. С тех пор потомки этих пяти человек рождались пегими. Представители беш бакачы отличались признаками рябости на теле.

Отуз огланы, табыны, канглы и азы играли важную роль в миграции восточных племен на запад. Отуз огланы могли переселиться в долину реки Талас в купе чигилями и другими карлукскими племенами в середине VIII века. Их происхождение могло быть связано с кыргызами, покоренными тюркским вождем Чеби ханом. По нашему мнению, кыргызы и западнотюркские племена дулу, управляемые чорами слились и сформировали новые объединения, под названиями отуз оглан и он оглан. Вновь созданную кыргызскую конфедерацию возглавили кара чоры. Отуз огланы находились в тесной этногенетической связи с нушибискими племенами асиги (аз) и гешу (кючюков). В одном из таласских рунических писем говорилось о соседстве отуз огланов с азами: "Ата агыз аша аз". Т.е. перейдя через Ата агыз – азы. В кыргызских генеалогических преданиях XIV-XVII веков, имевших суфийский характер, народ состоял из двух крупных объединений кыргыз и отуз огул, костяк которых составляли племена трех крупных подразделений- Тагай, Отуз-Уул и Ичкилик.

Отуз огланы мигрировали в древние земли кангюйцев-канглы в Таласе и Сырдарье. Связь отуз огланов с канглами и древнетюркскими племенами в прошлом (VIII-X в.) была зафиксирована в родословной кыргызов приведнной в книге С. Ахсикенди "Маджму ат-Таварих" (XVIв.). Согласно генеалогии происхождение трех крыльев кыргызов связывалось с Отуз огулом, общим предком отуз огланов. Группу его потомков ичкилик-кыргызов представляли племена, предки которых в VI-VIII века входили в состав древнетюркского каганата канды, кыдыршах (кердер), теит, жоо кесек, долос. Шестой род бостон представлял карлуков. В числе основных племен правого крыла к древним относятся бугу, саяки, азыки, черики, а в числе левого крыла саруу, басызы, кушчу и другие. Все это говорит о том, что важную роль в формировании ядра тяньшаньских кыргызов сыграли отуз огланы, азы, чигили (саяки, бугу), канглы и другие, проживавшие на землях Западнотюркского каганата в средние века.

Табыны сыграли важную роль в истории кыргызов в средние века. В эпоху Кыргызского Великодержавия табыны смогли возродить свое владение на Урале. Табыны енисейских кыргызов являлись выходцами Табынской земли (она же Кыргызская земля) в верховьях Абакана [13.-C. 74-76.]. Связь табынцев с енисейскими кыргызами и Минусинской котловиной подтверждали, прежде всего, названия подразделений башкирских табынов, которые также свидетельствуют в пользу существования тесных отношений с племенами тяньшаньских кыргызов. Одно из их этнонимов "калчир-табын" имело сходство с именем общего предка башкирских кыргызов Кылчаном, другой кувакан – табын ("куака – ворона") имел связь с племенами Минусинской котловины.

По генеалогическим данным, табынцы считались выходцами из Алтая. Согласно санжыре их предками были легендарный Майкы бий и его сын Кара Табын, возродивший владение табынов в XII веке. Казахские табыны жили под Оренбургом и Уральском, а отдельные группы их – у Тобола и Эмбы [14.-C.112.].

Возможно, свое этническое имя табынцы получили от названия гор Табын Толагай и Табын-Богда-ола ("Пять божественных гор" на Ю.-В. Алтае), где жили их предки в более древние времена. По данным ученых, начиная от Монголии до Таласа, обнаруживались топонимы, связанные с Манасом. В том числе в районах горы Таван Богд уул [24.– С. 28.]. Один из первых топонимов, связанных с "Манасом", был зарегистрирован еще до эпохи Хайду хана, в 1261 году Елюй Си Ляном, в его книге "Си юй Лу", где рассказывалось о посещении им Джанбалыка и реки Манас в Восточном Туркестане [24.– С. 28.].

Сагайцы одно из основных племен Минусинской котловины. В источниках XVIII-XIX вв. они имели свое владение. По преданиям, бытующим среди хакасов, род сагай считался одним из древних родов Минусинской котловины. Известный хакасский ученый Н. О. Катанов (сагаец по происхождению) в племени сагай видел остатки кыргызского народа, вытесненные из долины Абакана русскими казаками на Тянь-Шань. Н. О. Катанов (1908 г.) упоминал названия родов енисейских кыргызов, оставшихся в Минусинской котловине после угона их калмыками в 1703 году: "...после угона киргизского народа во владения хунтайчжи монгольского Алтая, в южной части нынешней Енисейской губернии остались поколения Киргиз, Сагай и Чоода, которые и поныне кочуют в составе сагайских татар". Т. е. в Минусинской котловине.

Саяки. Мы считаем саяков потомками енисейских кыргызов, мигрировавших в купе с чигилями и карлуками на Тянь-Шань в VIII веке. Проведенный анализ родоплеменной структуры кыргызского племени саяк указывал на существование близких отношений между ними и карлуками с одной стороны, между ними и чигилями с другой. Родоплеменные группы саяков актери, бозтери, энтери, борош (бириш), чекел (чигил), албан (лабан), абак (ябагу) мы рассматриваем как потомков алтайских карлукских родов, сохранивших свои этнические названия в составе саяков.

Этноним "саяк" можно отождествить с хакасским "сагай", который имеет близкие к первому названию формы "сагайях", "саай" или "сай". "Саяк" может иметь прямое отношение к ряду названий местностей Саяно-Алтайского края, к примеру – Енисея, Саяна, Чаяк-Бакты (горный массив в районе Алтынтага и Телецкого озера), Арсаякбажы (река и озеро в районе Телецкого озера), где обнаруживалось компактное проживание толосов. Отметим, что кумандинские роды чедыбер (четибуур), челей (иллей), чооты (хакасский-чоода), тастар, тон-куманды и чабраш [165.-C. 92-93.] находили свои аналогии в родоплеменной структуре кыргызских (роды коман, тастар), казахских (род шапрашты племени дулат) и хакасских племен.

Шапырашты. Согласно данным казахского родословца Казыбека бека Тауасар уулу (из рода шапырашты, 1776г.) происхождение подразделение саяк рода шапырашты племени дулат связывалось с кыргызскими саяками, которые пришли Прииссыкулье с Алтая. Связь кыргызского племени саяк с шапырашты подтверждается в первую очередь тем, что в составе первого есть род дуулат (кайдуулат). Согласно Казыбек бека Таусар уулу Шапырашты имел четырех сыновей Ыстыка (Ысыка), Кыстыка, Абака и Саяка. Н. Назарбаев ведет свое происхождение от первого сына Шапырашты Ыстыка (Ысык). Он имеет следующую генеалогическую линию: Абиш, Назарбай, Едил, Кембаба, Мырзатай, Айдар, Кошек, Карасай, Алтынай, Ескожа, Малды-Ыстык, Шапырашты, Жалманбет, Байдибек.

Таким образом, Кыргызский каганат на Енисее сыграл важную роль в миграции енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Закрепление одного из аристократических родов енисейских кыргызов азов в Семиречье, слияние их с племенами нушиби и включение в политические процессы в регионе стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей (чиков), кыргызов, карлуков, вовлеченных в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. В эпоху Кыргызского Великодержавия земли енисейских кыргызов простирались от Приамурья до Таласа. Кыргызское владение превратилось в империю Каркырахан. Впоследствии название Каркырахан закрепилось за Западнотюркским каганатом, где проходило формирование современных кыргызских и казахских племен. Т. е. предки кыргызов и казахов имели общую государственность под названием Каркырахан.

Следовательно, у нас есть все основания полагать, что в VIII-X вв. отдельные группы азов, чиков, табынов, пугу-бугу, отуз огланов и енисейских кыргызов продвинулись на запад и достигли Алтая и Тянь-Шаня. Потомки их сыграли важную роль в формировании современных тюркских народов Центральной Азии.

С полной версией статьи "Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII-X века)" можно ознакомиться в в научном журнале Института истории и культурного наследия НАН КР "Вопросы истории Кыргызстана" Б. 2012. № 2-3. -С. 5-17, а также

сайте http://www.centrasia.ru от 30.06.2012.

Акеров Табылды, к.и.н.,
директор института этнологии МУК

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1341470460

Просмотров: 1481


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×