Недавно на сайте siapress.ru
появилась статья заместителя директора по перспективному развитию «Корпорации
«СТС» Дмитрия Назина, в которой он
рассказывает про перспективу
концессии в теплоснабжении города. Концессию, как я понимаю, предлагается
заключить между администрацией города Сургута и вышеназванной компанией. На самом деле лично мое мнение по такой концессии
категорически отрицательное. И не потому, что я вообще против такого рода соглашений.
Концессии возможны, они стары как мир. В рамках постоянно действующего
отечественного законодательства (с 1917 года), первые концессии заключались еще
ленинским правительством. Но вопросы концессий нужно рассматривать, понимая, зачем (с
какой целью) их в принципе заключают. По сути, концессия нужна тогда, когда у
государства, региона, города нет технологических, финансовых и организационных
инструментов построения чего-то нового или коренной реконструкции чего-то
крайне старого. Например, нет у государства технологий глубокого бурения, и
оно предлагает зарубежным компаниям заключить концессионные соглашения по
разработке таких «трудных» месторождений. Это про что-то новое. Или, например,
в каком-нибудь Задрыпенске столь изношенное ЖКХ, что трубы и на металлолом не
примут. Вот и заключают концессию с крупной коммунальной компанией, а она в
свою очередь проводит коренную реконструкцию, модернизацию этой системы. Что получает компания-концессионер? Получает прибыль с
проданной нефти, с услуг жилищно-коммунального комплекса. Что получает
государство (город)? Новые технологии, финансирование из внебюджетных
источников, новые управленческие (организационные) навыки в работе. То есть если коротко повторить – если у вас чего-то нет или
оно крайне старое, то концессия – это хорошо. Что имеет Сургут на сегодня в сфере ЖКХ и конкретно
теплоснабжения? Идеальную и малоизношенную сеть трубопроводов, полностью
отреконструированные котельные, ежегодные текущие и капитальные ремонты
трубопроводов, модернизацию трубы через протаскивание в них современных
пластмассовых (резиновых) труб, постоянное финансирование этой отрасли из
бюджета города. У нас нет старых и изношенных труб и оборудования. Что касается запертых мощностей на ГРЭС-1. Чего-то нового в расшивании
запертых мощностей теплостанции нет, как и нет изношенности запертых мощностей
ГРЭС-1. Нужно идти и договариваться с руководством ГРЭС-1 и их владельцами.
Зачем для этого городу нужен предприниматель-посредник – не понимаю. Пусть
чиновники этим вопросом и занимаются. За это они и получают от нас – горожан
заработную плату. И кстати, по поводу широкой общественной дискуссии в СМИ
этой возможной концессии. В упор ее не помню. Вот по парку «За Саймой» и
Ботаническому Саду широкая общественная дискуссия была, по Станции юных натуралистов
– то же. По теплоснабжению – не было. Как итог, хотел бы задать несколько вопросов и высказать
некоторые пожелания по вопросам «тепленькой концессии». Считаю необходимым: 1. Сформировать конкретную и «громко публичную» позицию администрации
города Сургута по вопросу концессии теплоснабжения с детальным сравнительным
анализом двух вариантов – развитие города с концессией и без нее. 2. Открыть всю информацию по возможному концессионеру –
информацию о руководителях, конечных бенефициарах, опыте работы по другим
концессионным договорам. 3. Доказать горожанам, что запертые мощности ГРЭС-1
настолько «заперты», что их «отпереть» может только частный бизнес, а у города
(округа) на это возможностей нет. 4. Нарисовать «картиночные варианты» планов и сравнительных
таблиц по концессионному соглашению и выложить их на общественные площадки
города, например, на siapress.ru. 5. Получить мнение всех депутатов думы Сургута, так как этот
вопрос касается города в целом. 6. Услышать мнение общественников и неравнодушных горожан. 7. Услышать мнение руководителей градообразующих
предприятий. 8. Провести городской референдум по заключению такого
крупного концессионного соглашения Да, да! Вот так четко и строго по плану. Дата референдума
уже очень близка – осень 2021 года, одновременно с думскими выборами. И если потом что-то пойдет не так, если окажется, что
концессионер просто жирует на всем готовом и даже не собирается заниматься
развитием города, а, по сути, просто получает «жирный профит» с добреньких
северян, то чиновники лишь покажут людям результаты народного волеизъявления. И
уж потом на власть пенять будет сложно. Как говорится: «Глас народа, глас
божий!». Посмотрите также видео, где главный редактор siapress.ru Дмитрий Щеглов оценивает перспективы концессии в Сургуте — у него мнение отличается от мнения Сергея Антонова. А еще почитайте разбор СИА-ПРЕСС о том, что это вообще за концессия будет и зачем она нужна.
Сергей Антонов, сургутянин
|