Правила пользования
Курс ЦБ на 25.04 USD 443.85 up -0.47
EUR 474.3 up 0.97
RUB 4.8 up 0.04
25 апреля Четверг, 06:27
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Тайны орнаментов»

Дата: 16.05.19 в 17:00
Мобильная версия Шрифт
Тайны орнаментов Культура

Ольга Шишанова
Под таким названием открылась выставка в Национальном музее РК. Экспозиция демонстрирует более 100 ковров ручной работы из частных коллекций Казахстана

Ковроткачество - одно из самых древних ремесел казахского народа, его история насчитывает более пяти тысяч лет. Хорошо сохранившиеся образцы сегодня занимают почетное место не только в коллекциях самых известных музеев мира, Казахстана, но ценимы и частными почитателями этого вида искусства.
За многие века в Казахстане сформировалось несколько направлений ковроткачества, и для каждого из них характерны свои орнаменты и цветовые решения, а также особенности техники изготовления. Ковры считались драгоценным богатством дома, а секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.
При этом искусство ковроделия в Казахстане всегда было не только народным промыслом, но являлось и воплощением духа народа-создателя. Узоры старинных ковров до сих пор открывают сокровенные помыслы и тайны мастеров, а также указывают на время и место изготовления.

 

 

Напомним, что казахские ковры делят на две категории: ворсовые и безворсовые. Ковровые изделия с ворсом изготавливали в южных районах страны, для них характерно наличие бордюра и центральной части, обычно узор может быть растительным или геометрическим. Старинные ворсовые ковры мастериц Южного Казахстана поражают хитросплетением розеток, ромбов, звезд и всевозможных ступенчатых фигур.
Безворсовые ковровые изделия в основном распространены в восточных и западных районах страны, а в их орнаменте преобладали зооморфные орнаменты, символы предметов быта, геометрические фигуры. Растительные узоры на безворсовых коврах встречаются достаточно редко.
В качестве материала для ковров казахские мастерицы использовали овечью, козью и верблюжью шерсть, а также шелк, хлопок, лен и пеньку в различных комбинациях. Чтобы получить яркие цветные волокна, применяли натуральные растительные красители, получая путем их комбинирования самые разные оттенки.
Но самое интересное - в цветовой гамме казахских ковров гармонично соединяются практически все краски спектра. Они представляют собой настоящие живописные полотна, в которых сложно выделить какой-то один доминирующий оттенок. И это неудивительно, ведь ковровые изделия казахских мастериц отражают все многообразие окружающего мира и наполнены жизнеутверждающей энергией.
Вот и на нынешнем вернисаже все эти уникальные экспонаты являются настоящим свидетельством того, что степные пространства Казахстана с древнейших времен являлись одним из мощных очагов пульсации и развития изобразительного искусства, составившего в последующие века фундамент для традиционной художественной культуры казахского народа.

 

 

И пусть кочевая цивилизация не выработала станковых форм изобразительного искусства, но она создала свое уникальное явление - ковер, который является главным элементом художественного оформления интерьера юрты. Казахские мастерицы ткут уже упомянутые ворсовые и безворсовые ковры (тљкті кілем, таћыр кілем), делают паласы (алаша), орнаментированные полосы для украшения юрты (басћџр). Традиционным центром ворсового ковроделия признаны Кызылординская, Туркестанская и Жамбылская области. Тогда как гладкое ткачество в Казахстане распространено повсеместно. При этом, по мнению искусствоведов, самыми красивыми среди безворсовых ковров считаются арабы кілем и бес кесте. Их орнаментальная композиция строится на ритмичном чередовании узорных и одноцветных полос, где крупные фигурные розетки - омыртћа - и разноцветные ступенчатые полосы - алабас - удачно сочетаются с мелкими геометрическими узорами. Ковер под названием бес кесте декорируется некрупным геометризированным орнаментом с роговыми отростками, слово кесте в переводе с казахского языка означает вышивка.
Могучей силой художественного воздействия, монументальностью и живописностью поражают постилочные ковры - текеметы. Симметрия композиции и графическая четкость узоров свойственны и другому типу войлочных ковров - сырмакам. В орнаменте войлочных постилочных ковров преобладают различные вариации роговидного узора - ћоршћар мџйіз - символа богатства и благополучия, но в отличие от текеметов орнаментальные композиции сырмаков часто обогащаются растительными мотивами в виде пальметт, древовидных и листовидных узоров. Полихромией цвета, изысканностью и богатством растительных узоров отличаются настенные вышитые ковры - тускиизы, их шьют из бархата, сукна или шелка. Тускииз, олицетворяющий семейное счастье, как и другие ковры, является обязательной частью приданого невесты.
Сегодня трудно и дорого сформировать полноценную коллекцию канонических казахских ковров, несущих в себе цельность архаичного рисунка, глубинного замысла и техники исполнения. И потому проходящая выставка дает уникальную возможность увидеть на одной площадке ковры ручной работы лучших мастеров ковроделия Казахстана.

Нур-Султан

Просмотров: 392


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×