28 апреля в России, как и во всем мире, отмечается Международный день охраны труда. В преддверие этого праздника корреспондент «ДГ» встретился с заместителем главного инженера Западно-Сибирской железной дороги по Омскому территориальному управлению Сергеем Семенякиным, чтобы узнать, что сделано и делается для обеспечении безопасных и комфортных условий труда в одной из крупнейших и стратегических значимых компаний страны.
- Сергей Николаевич, «Российские железные дороги» по праву считаются предприятием с весьма привлекательными условиями для работников, в том числе и в том, что касается безопасности труда. Как компании удается добиться этого?
- Действительно, в ОАО «РЖД» всегда уделяли вопросам охраны труда особое внимание. В компании действует один из передовых коллективных договоров в России. Руководством компании взят курс на создание комфортной среды на производстве. На железнодорожных предприятиях активно внедряется концепция нулевого травматизма. И здесь на первый план выходит проблема человеческого фактора. Чтобы, в том числе, минимизировать связанные с ним риски в 2018 году в ОАО «РЖД» была одобрена и принята к реализации долгосрочная комплексная программа "Цифровая железная дорога".
- В чем суть этого проекта?
- Он призван на основе интеллектуальных технологий связать процесс управления железной дорогой, обеспечить максимально эффективное взаимодействие между пользователем, транспортным средством и инфраструктурой. В рамках проекта существует несколько направлений. Это и управление грузовыми и пассажирскими перевозками, и управлением движением и локомотивной тягой, и реализация экологической парадигмы на транспорте, и безопасность движения и многое другое. Технологичность функционирования той или иной системы, как правило, прямо пропорциональна уровню ее безопасности. Поэтому кроме повышения уровня комфорта для пассажиров и экономии ресурсов цифровизация железных дорог позволит существенно снизить риски и повысить безопасность движения.
- В Омской области на железной дороге ранее делалось что-нибудь подобное?
- Да, управлением Западно-Сибирской железной дороги в омском регионе уже реализован ряд проектов, доказавших свою эффективность и востребованность.
Если говорить об организации движения, то одним из примеров может быть создание в 2015 году единого диспетчерского центра управления перевозками. А также внедрение микропроцессорной централизации в управлении железнодорожными станциями. В омском регионе им оборудованы три станции: Карбышево-1, Сыропятское, Пикетное. Все это существенно повысило эффективность и безопасность работы. Консолидация управления движением в одних руках значительно снижает риск ошибок. А компьютеризация, к примеру, одной только системы стрелочных переводов, минимизирует выход дежурных на магистрали, способствует повышению пропускной способности станции, повышает надежность технических устройств и даже позволяет значительно улучшить рабочие места дежурных. Вместо громоздкого пульта управления, они пользуются в работе мониторами и персональными компьютерами. Цифровизация затронула так же труд машинистов и ремонтных служб. Кстати, локомотивное депо «Омск», пожалуй, единственное в сети железных дорог России, чей парк тягового состава на 80% состоит из локомотивов нового поколения. А это также другой уровень организации труда и его безопасности.
- Безопасность дороги зависит не только от людей, но и от состояния инфраструктуры. Как обеспечивается ее функционирование и развитие в Омской области?
- Если говорить об омском управлении ЗСЖД, то здесь высокую эффективность демонстрирует программа «Мониторинг», которая контролирует и диагностирует состояние устройств автоматики и телемеханики. Речь идет о надежности работы таких устройств как светофоры, стрелки, рельсовые цепи, переездная автоматика, выносные пульт-табло дежурных по станции и других механизмов, отвечающих за контроль безопасности движения поездов. Возможности системы позволяют автоматизировать процесс сбора информации, повысить надежность устройств, а также исключить нахождение человека в опасной зоне. Кроме того с ее помощью системы мониторинга можно автоматизировать некоторые виды работ. Например, контроль параметров установок электропитания, измерение электрических параметров рельсовых цепей, измерение времени и тока перевода стрелок, состояние сигнальных установок на перегоне и так далее.
А на станции «Московка», например, внедрена уникальная система энергоэффективного освещения. Она спроектирована так, чтобы обеспечивать управление секциями освещения по паркам в увязке с технологией работы станции и направлена не только на экономию ресурсов, но и на исключение производственного и не производственного травматизма.
Кроме того, в ОАО "РЖД" внедряется ряд IT-сервисов для сотрудников компании. В частности, мобильное приложение для работников, обслуживающих инфраструктуру. Оно предоставляет оперативную информацию о необходимости технического обслуживания или ремонта определенного элемента и дает возможность передавать отчетные данные.
- И в завершении нашего разговора, вопрос о том, какие направления, кроме перечисленных, являются сегодня приоритетными для ОАО «РЖД» и Западно-Сибирской железной дороги.
- Их множество и все они, в конечном счете, в той или иной мере имеют отношение и к безопасности движения и к охране труда. Но развитие и дальнейшее внедрение информационных технологий, бесспорно, будут иметь ключевое значение. Железная дорога сегодня – самый большой владелец информации. В этой связи компании в перспективе предстоит проделать огромный объем пласт работы. Руководством страны поставлены перед железнодорожниками амбициозные задачи, и справиться с ними мы можем, применяя цифровые технологии и осваивая объем информации, который уже в компании есть.
Иван АГЕЕВ