В нижней палате парламента состоялось рабочее совещание по вопросу дискриминации отечественных лекарств на аптечном рынке
В Государственной думе состоялось рабочее совещание, организованное по обращению Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий (АПФ) в связи со сложившейся дискриминационной ситуации в отношении доступности отечественных лекарственных препаратов на аптечном рынке.
По словам Президента АПФ, академика РАН Сергея Колесникова, в настоящее время доля иностранных производителей лекарственных препаратов в аптечном сегменте неизменно высока и составляет до 70% в стоимостном выражении. При этом, по его словам, нарастают риски вымывания доступных отечественных лекарственных средств. «Это происходит из-за отсутствия коммерческого интереса аптечных сетей к маломаржинальной отечественной продукции, - уверен он. - Другим фактором риска является монополизация аптечного рынка (сегодня Топ-20 сетей контролируют 42% рынка), которая ведет к дальнейшему росту конкуренции за аптечную полку, которую отечественный производитель не может выдержать».
С аналогичной оценкой ситуации выступил сопредседатель Всероссийского Союза пациентов Ян Власов. По его словам, в настоящее время наблюдается снижение доли доступных для пациентов препаратов в диапазонах 50 - 150 и 150 - 500 рублей. «Одновременно растет доля препаратов стоимостью выше 500 рублей, система аптечных продаж продолжает развиваться в сторону препаратов высоких ценовых сегментов, преимущественно представленных импортными препаратами, что абсолютно недопустимо, - отметил эксперт. - Сотрудники аптечных сетей замотивированы на продажи только высокодоходного импортного товара, в связи с чем важно ввести обязательное информирование фармацевтами покупателей о взаимозаменяемых лекарственных препаратах российского производства».
Как отметил Колесников, аптечные сети фактически навязывают отечественному производителю невыполнимые условия заведения лекарственных препаратов в ассортимент: «Так, например, производитель вынужден оплачивать бонусы от 30 до 60% от собственного товарооборота в данной сети. Стоимость разовых маркетинговых акций по одному наименованию достигает 6 ‑ 8 млн рублей. Отсрочка оплаты поставляемых в аптечные сети лекарственных препаратов часто превышает 180 дней и продолжает постоянно увеличиваться, что ведет к необоснованной долговой нагрузке на производителей, вынужденных компенсировать нехватку собственных средств банковскими кредитами».
В заключение президент АПФ подчеркнул приоритетную значимость создания адекватных условий для доступа на аптечный рынок качественных и доступных лекарств отечественного производителя с учетом задач государственной социально-экономической политики в сфере противодействия угрозам национальной безопасности, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ.
По словам председателя комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрия Морозова, проблематика понятна, и комитет с начала года детально занимается вопросами доступности лекарственного обеспечения населения. «При комитете действует Экспертный совет по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности. В рамках экспертного совета будет создана рабочая группа с целью проработки предложений по нормативно-правовому регулированию обеспечения граждан отечественными эффективными препаратами», - сообщил парламентарий.
Участвующие в заседании представители парламентских фракций поддержали предложение Президента АПФ и приняли решение о необходимости разработки изменений в законодательство, направленных на совершенствование правового регулирования взаимоотношений между производителями и аптечными сетями.
|