Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 06:19
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Ш.Шабдолов: Приватизация "Барки точик" станет гибелью всей энергетики Таджикистана»

Дата: 22.06.12 в 23:19
Мобильная версия Шрифт

Правительство Таджикистана до 2018 года намерено провести реструктуризацию энергохолдинга "Барки точик". Конечным этапом этого процесса станет его приватизация. Что произойдет в этом случае с энергетикой Таджикистана?
По мнению энергетика Шоди ШАБДОЛОВА это будет разграбление отрасли.
- Почему сегодня возникла необходимость в проведении реструктуризации "Барки точик"?
- Еще в 2001 году, когда мы приняли Закон "Об энергетике", мы ставили вопрос о реструктуризации "Барки точик". К сожалению, это дело затянулось, поскольку этот вопрос начал задевать интересы людей, сидящих в правительстве, которых устраивала существующая форма управления в этой сфере. Энергетика была единственной доходной отраслью всего Таджикистана, остальные отрасли, такие как промышленность, аграрный сектор, погибли после развала Союза. Единственной доходной осталась "Барки точик", которая еще могла давать доходы, так как у нее были технические запасы. Поэтому начали эксплуатировать "Барки точик" - заставили убыточные предприятия обеспечивать электроэнергией по убыточным ценам. Такими методами из этой сферы высосали практически все! Мы очень хотели, чтобы реструктуризация "Барки точик" была начата в 2001 году, и к 2010 году этот процесс был бы завершен, и энергетическая отрасль у нас была бы высокодоходной и не нуждалась в поддержке из бюджета. Средств вполне хватило бы на реконструкцию, замену устаревшей техники, оборудования. Инвестиции понадобились бы только для создания новых мощностей и высоковольтных линий.
- В каком состоянии сегодня находятся энергетические мощности страны?
- У любой системы есть возраст. Сегодня средний возраст большей части оборудования - 30-40 лет. Мы опоздали с реструктуризацией на 10 лет. У нас очень опасная в плане технической надежности ситуация в энергосистеме. Более того, система управления в этой сфере не приведена в порядок, есть воровство. Нет системы учета, счетчиков, контролеры договариваются с потребителями на взаимовыгодных условиях. Поэтому нужна реструктуризация – нужно перевести систему управления энергетикой, включая технологическую составляющую, финансовые потоки, кадровую политику, на рыночные условия. Вот с этим мы до сих пор не разобрались. Причины те же – контора не хочет, чтобы приватизированные ими предприятия покупали электричество по выгодной энергохолдингу цене. "Барки точик" не может производить электричество и продавать его себе в убыток. К примеру, другие страны уже давно провели реструктуризацию энергетического сектора. Та же маленькая Армения провела все это, и к ним пошли инвестиции, и энергетика быстрыми темпами начала подниматься, хотя у них нет таких водохранилищ и ГЭС, как у нас. При этом они смогли привести энергетику к устойчивому состоянию, население начало вкладывать в эту сферу свои средства. Мы отстали от всего этого.
- Как вы относитесь к приватизации "Барки точик", ведь именно это хочет сделать правительство?
- В постановлении правительство расписано, что конечным итогом реструктуризации является приватизация. Лично меня этот пункт просто пугает, как и многих других. Мы знаем, что такое приватизация в условиях Таджикистана. После приватизации аграрного сектора вся отрасль рухнула. После приватизации были потеряны промышленные предприятия страны. Если такую же приватизацию правительство проведет и с "Барки точик" - это будет гибель всей энергетики. Сферу энергетики невозможно разделить по кусочкам и приватизировать. Невозможно электрогенерирующие станции отделить от линий электропередачи. Невозможно эти линии отделить от распределительных станций. Это очень важная особенность, и неспециалисты не понимают этого.
- Получается, вы категорически против приватизации?
- Энергетические объекты, не принадлежащие нашему правительству, у нас уже есть. Пример – Сангтуда-1, Сангтуда-2, еще будут строиться. Изначально построенные как частная собственность – те же малые ГЭС - пусть сохраняются. Однако я категорически против приватизации крупных и средних станций. Там, где есть водохранилище, государство должно нести полную ответственность согласно закону об энергетической безопасности. Сейчас на этих водохранилищах задействованы службы по охране, мониторингу, надзору за этими объектами, чтобы не допустить аварийной ситуации на этих сооружениях, поскольку это хуже, чем атомная бомба. В этом плане я хочу выразить свою четкую позицию – если кто-то полезет в этот сектор, я, со своей стороны, сделаю все возможное, чтобы не допустить этого. Мы знаем, что люди, которые приватизируют эти объекты, они ограбят, очистят все и убегут куда-нибудь за границу. Мы не должны допустить этого. Эту иллюзию надо вышибать. Я знаю, что были такие намерения у некоторых людей, они хотели приватизировать подобные станции.
- Сегодня в энергетическом секторе очень много некомпетентных работников, нанятых по родственному признаку. Реструктуризация позволит искоренить это явление?
- Что касается кадровых вопросов, то, по моим данным, в энергетическом секторе очень много лишних людей. Зачем держать несколько человек для выполнения одной простой работы? Или, например, 4-5 бухгалтеров, когда можно обойтись и одним? Также надо убрать из системы некомпетентных людей. Сейчас казна энергетического сектора напоминает один котел, откуда вычерпывает столько, сколько ему надо, каждый, кто силен. В связи с этим и первым этапом реструктуризации "Барки точик" является коммерциализация – это подготовка сферы к переходу к рыночным условиям. Для этого каждый из элементов энергетического сектора нужно перевести на хозрасчетное финансирование. Впоследствии между ними должны будут заключаться договора, чтобы станция не просто отпускала электричество по сетям. Электрическая сеть фактически будет покупать электроэнергию у ГЭС с учетом технических потерь и дальше передавать распределительным станциям, а те уже будут доставлять потребителям. Такая договорная система заставит их считать каждую копейку, так как в конечном итоге от этого будет зависеть их прибыль. Тогда у нас не будет так называемых технических потерь в размере 2-3 миллиардов кВт∙ч.
- Если энергосистема будет разделена на много частей, кто, по сути, будет управлять всей этой системой?
- В нынешнем виде программа по реструктуризации "Барки точик" не будет работать. Мы изучили опыт Индии, Хорватии, Армении - там для управления всей этой системой создана независимая регуляторная комиссия, состоящая из высококвалифицированных экспертов. Именно эта комиссия будет на каждом этапе контролировать весь процесс в энергосистеме. К сожалению, у нас такой комиссии нет, и правительство не хочет ее создавать. Мы подготовили законопроект о создании такой комиссии, однако его нам вернули, обосновывая тем, что на это нет средств. Это притом, что ежегодно мы теряем миллионы долларов из-за воровства и необоснованных технических потерь электричества. Хотя эта комиссия будет состоять не более чем из 30 человек. Регуляторная комиссия нам нужна. К примеру, руководство ГЭС должно будет прийти со своим бюджетом, штатным расписанием, финансовыми расчетами, и задача комиссии - проверить, насколько правильно все это подсчитано. Если обнаружат, что, например, вместо одного у них там сидят пять бухгалтеров, комиссия потребует убрать лишние штатные единицы. То же самое и по тарифам, вопросам экологии и безопасности. После всех расчетов ГЭС получит лицензию от этой комиссии для осуществления деятельности. Такую же процедуру будут проходить и электрические сети и распределительные станции. Зачем нам сегодня нужны многочисленные контролеры, когда все это может делать один компьютер? Через те же линии электропередачи идет соединение электросчетчиков в домах людей с главным компьютером, и он сам будет производить расчет. В ГБАО такая система уже создана.
Однако, повторюсь, в правительственной программе по реструктуризации ничего не говорится о создании такой комиссии. Поэтому три этапа реструктуризации не будут работать, потому как тарифы на электричество будет определять Антимонопольное агентство, хотя по сути это не их дело.
Главная причина того, что правительство не хочет создать регуляторную комиссию, в том, что как только она появится, многие чиновники лишатся возможности самовольно распоряжаться электроэнергией для обогрева своих бассейнов, саун, подпольных цехов и предприятий. Фактически речь идет о воровстве электричества. Во всех государствах, которые проводили реструктуризацию, в первую очередь была создана регуляторная комиссия.
- Что же сегодня заставило правительство начать процесс реструктуризации?
- Сегодня правительство прекрасно понимает, что нынешняя волна кризиса сметет на своем пути все государства, которые с ним не считаются. К примеру, Казахстан создал стабилизационный фонд против кризиса в размере 42 миллиардов долларов, но даже они говорят, что этих средств хватит максимум на три года. А что у нас есть? Ничего! Если в таком состоянии волна кризиса накроет нашу страну, рухнет вся экономика, полетят все чиновники и само правительство. Эта обеспокоенность сейчас есть. Поэтому правительство и зашевелилось. Хотя надо для этого приглашать специалистов из других стран, из той же Германии, которая эти вопросы решала самой первой.
- Население страны, конечно, в первую очередь волнуют цены на электричество. Как реструктуризация отразится на них?
- Сейчас у нас нет оптимальных цен. Что это за товар, если население покупает его за 11 дирамов, а другой покупатель, который потребляет 42 процента всего электричества, - за 9? Таких чудес в экономике не бывает. Это товар, и его цена должна быть фиксирована. Конечно, ТАЛКО нужно давать льготы по сравнению с другими предприятиями, но не с населением. Поскольку ТАЛКО стабильно круглосуточно обеспечивает загрузку энергетических мощностей. Другие предприятия так не работают, и, естественно, это должно быть отображено в тарифах. Но льготный тариф не должен быть ниже, чем у населения. Когда закончится реструктуризация, мы выйдем на оптимальные тарифы, а тарифы эти будут, когда у нас будет регуляторная комиссия.
Конечно, на мировом рынке спрос на электричество поднимается, и в этих условиях мы тоже будем вынуждены продавать электричество соседям по повышенным ценам. Что касается внутренней ценовой политики, все будет зависеть от благосостояния самого населения. Если народ будет способен платить и не будет бедных слоев населения, которые вынуждены просить льготы у государства для использования электричества, тогда цена будет умеренной и не будет ущемлять права граждан.
- А хватит ли у регуляторной комиссии сил не допустить того, чтобы "Барки точик" опять же не приватизировали родственники высокопоставленных чиновников для собственной наживы?
- Регуляторная комиссия поставит эти структуры в такие условия, что родственный принцип сам не будет работать, так как от этого им будут одни убытки. Нынешняя же система позволяет держать родственников, которые по сути ничего не делают и получают хорошие деньги. Вот это все и порождает негативные моменты
Хайрулло МИРСАИДОВ, Asia-Plus
22.06.2012

Источник - news.tj
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1340385540

Просмотров: 405


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×