В конце мая комитет Госдумы по аграрным вопросам поддержал принятие в первом чтении законопроект, который запрещает ритейлерам возвращать непроданный товар поставщикам.
Молочных и кондитерских изделий, а также других товаров с коротким сроком годности, так называемой категории fresh, на прилавках магазинов может стать меньше. Причина – пока еще не принятые, но возможные законодательные поправки в виде запрета на возврат нереализованного магазином товара обратно производителю.
Для поставщиков скоропортящихся продуктов возврат — способ конкуренции. Чем больше нераспроданной продукции они готовы забрать, тем больше у них закупит розничная сеть. Кроме этого такой подход позволяет добиться постоянного присутствия в магазине их продукции, а значит, она будет всегда доступна в магазине.
"Кажется, что это хорошо для производителей, потому что это вынуждает магазины реализовывать всю их продукцию и плохо для магазинов, потому что это вроде бы принуждает их, что-либо продал, либо остался с тем, что у тебя на балансе. Однако на самом деле, какая будет ситуация, и она уже есть в практике с хлебом, практика возврата, которая уже применяется. Они почувствуют повышенные риски, что, если они не продадут, тогда придется все-таки самим платить и они сокращают закупки", — сообщил Алексей Фирсов – социолог, директор центра социального проектирования "Платформа".
Сейчас возможность возврата товара – является опцией, которая по усмотрению договаривающихся сторон может либо появиться, либо не появиться в договоре. Предлагаемый же законопроект лишает права выбора и для производителей, и для ритейлера, вне зависимости от их согласия или желания. В министерстве промышленности и торговли уверены, прежде чем принимать закон, нужно еще неоднократно проконсультироваться со всеми участниками рынка.
"Нормотворчество ради нормотворчества никому не нужно. Мы все-таки должны быть сдержаны в своем желании устанавливать дополнительные запреты или ограничения в любых отраслях и в первую очередь в торговой отрасли. Отрасли, которая всегда демонстрирует динамичное развитие. И я думаю, что, если мы хотим принять какое-то решение, мы должны, безусловно, услышать все мнения. Я уверен, что сегодня отрасль готова к тому, чтобы применять механизмы саморегулирования", — отметил Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ.
Сокращение закупок, в конечном счете, ведет и к сокращению товарооборота самих производителей, а также к росту себестоимости. Не стоит также забывать, что для известной и уже устоявшейся торговой марки отсутствие возврата действительно может быть выгодным, но для поставщика, который только выходит на рынок, важно представить весь ассортимент своей продукции в торговых сетях, и с предлагаемыми к законам поправками сделать это будет крайне сложно.
"Мы на своем примере сталкивались с тем, что помимо подписания договора с сетями, вы еще должны иметь свой продукт, представленный на полке в достаточной мере. Если вы работаете с сетями, и они не возвращают вам ничего, то они будут заказывать меньше, и ваша продукция не будет стоять во всех магазинах и покупатель ее просто не увидит. В этом опасность для новой торговой марки", — поделился опасениями Владислав Чебурашкин, генеральный директор агропромышленного холдинга.
По прогнозам экспертов, новый законопроект может нанести сильный удар по малому и среднему бизнесу. В свою очередь, участники рынка по обе стороны настаивают – бизнесу нужны не столько законодательные поправки, сколько наличие открытой диалоговой площадки. Саморегулирование, то есть возможность напрямую и что немало важно, имея свободу выбора, решать друг с другом все возникающие нюансы, в формате переговоров — самая работающая модель.
"Саморегулирование проникает в самые детали взаимоотношений и позволяет учесть все деловые процессы, которые существуют в части поставки товаров, а государственное регулирование – это, так называемое регулирование в крупную клетку, оно не может учитывать детали и самые маленькие интересы. Причем саморегулирование позволяет учитывать интересы между торговлей и даже самыми маленькими поставщиками. Вот в этом сила саморегулирования", — полагает Юрий Борисов, директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли.
Каким-то производителям возврат товара выгоден, каким-то не очень, саморегулирование дает возможность заключить контракт на взаимовыгодных условиях и с теми и с другими.
|