Кому из родителей детей с задержкой речевого развития не хотелось бы услышать первые слова своего малыша? А представьте себе, когда из-за различных расстройств, к примеру, аутистического спектра, дети настолько бесконтактны, что не смотрят в глаза и не показывают жестом на предметы, которые хотели бы взять в руки. Именно с такими случаями чаще всего приходится работать педагогам аутизм центров "Асыл Мирас" Фонда Булата Утемуратова. И благодаря новой для Казахстана методике JASPER, им удалось достичь ошеломительных результатов.
В Усть-Каменогорском Аутизм Центре трехлетний мальчик, у которого отсутствует речь с рождения, менее, чем за месяц занятий, стал произносить начальные буквы слов, обозначающих игрушки, которые педагоги использовали во время сессий. К слову казать, игрушки в методике JASPER занимают ключевое место! Зародилась эта идея более 15 лет назад в стенах "Лаборатории Касари" при калифорнийском университете, чьи специалисты приезжали в июле 2018 года по приглашению фонда Булата Утемуратова в начале июня в Алматы. Они и поделились методикой с клиническими педагогами Аутизм центров Фонда. И по прошествии месяца из регионов стали приходить отчеты, которые заставили всерьез задуматься о масштабном внедрении JASPER в нашей стране.
Положительное влияние занятий в Усть-Каменогорском Центре подтверждается также развитием у ребенка "жестов просьбы" вместо выхватывания предметов, координацией жеста и взгляда. Мальчик стал проявлять инициативу в игровых ситуациях, более длительно смотреть в глаза собеседнику. В целом его поведение улучшилось: мальчик стал меньше проявляться негативизм, появилась избирательность в игрушках, он стал более усидчивым.
Схожие результаты дали занятия с трехлетним мальчиком в астанинском Аутизм Центре. Он говорит отдельными словами, и имеющаяся речь не несет коммуникативной направленности. Также у ребенка не были сформированы навыки опрятности и самообслуживания. Он с трудом адаптировался к условиям детского сада, был неусидчивым, иногда проявлял агрессию.
Диагностическое обследование показало у ребенка расстройство аутистического спектра (РАС). В аутизм-центре "Асыл Мирас" его матери были предложены занятия по новой программе JASPER, и он начал посещать занятия в Центре по 3 раза в неделю. Уже после семи занятий стали заметны значительные улучшения в поведении ребенка: если раньше он не просил предметы должным образом, то теперь при желании получить желаемый предмет, он начал протягивать открытую ладонь. Также мальчик стал дольше смотреть в глаза собеседнику и показывать пальцем на предметы, чего раньше не было.
"Первые результаты внедрения программы ДЖАСПЕР чрезвычайно радуют нас всех, и педагогов, и руководителей, и конечно родителей, – говорит Жаныл Мукашова, программный менеджер Фонда Булата Утемуратова. - Мы в теории знали эффективность методики JASPER, а сейчас на практике доказательно видим поразительные результаты быстрого прогресса ребенка. Какое счастье для родителя, когда их ребенок обращается к ним с просьбой и протягивает ладонь, указывает жестом, чтобы поделиться или попросить о чем-нибудь! Наш Фонд продвигает только современные терапии, которые основаны на доказательной базе. JASPER - одна из немногих в мире многообещающих методик, которая успешно прошла клиническое тестирование в США и признана весьма эффективной в помощи детям с РАС. Мы рады, что начали внедрять ее в Казахстане"
В отчетах специалистов аутизм центров Фонда Булата Утемуратова отмечается, что каждым занятием дети реже и реже проявляли нежелательное поведение, становились более усидчивыми, а это очень много значит для детей с расстройствами аутистического спектра). Они с большим удовольствием стали ходить на занятия. Специалисты Фонда считают, что методику можно и нужно внедрять во всех детских медицинских учреждениях. Для этого необходимо провести тщательный анализ результатов и создать методическое пособие, которым в дальнейшем Фонд готов делиться со всеми заинтересованными организациями и, что очень немаловажно – самими родителями. Ведь JASPER настолько эффективная, насколько легко усваиваемая методика. Было бы терпение и стремление дать детям заговорить.
*JASPER (с англ. Joint Attention, Symbolic Play, Engagement, and Regulation - совместное внимание, символическая игра, участие и регулирование) – так называется сравнительно новый подход к помощи, основанный на сочетании принципов развития и поведения, разработанных доктором Конни Касари из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе (UCLA).
|