Правила пользования
Курс ЦБ на 19.04 USD 447.4 up -1.49
EUR 477.55 up -0.38
RUB 4.76 up 0
19 апреля Пятница, 18:26
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Украинской медицине нужныhellip; политики»

Дата: 10.10.17 в 18:05
Мобильная версия Шрифт

О реформах в Украине уже говорить не принято. Кто-то посмеивается над этим словом, а для многих оно и вовсе стало почти ругательным. Почему с реформами в медицине (и не только) пока ничего не получается? Несмотря на кажущуюся сложность, ответ на этот вопрос очень простой.

Несколько дней назад пресса "полыхала" оригинальной реакцией заместителя министра здравоохранения Александра Линчевского на законопроект, предложенный Министерством социальной политики. Дабы не быть голословными, представляем вашему вниманию первоисточник.

Письмо Линчевского в Минсоцполитики

Это замечательно, что у нас есть чиновники, которым знаком Оруэлл, но каков от этого профит нам? Многие встали на сторону Линчевского… Хватило и тех, кто обвинил замминистра в чиновничьем хулиганстве. «Не подобает должностному лицу такого ранга делать подобные выходки», – разразились критики.

Собственно говоря, эта статья не про межведомственные  эпистолярные баталии, не о конкретных лицах правительства, и даже не о наших ужасных больницах. Все, что творится последнее время вокруг отечественной медицины не что иное, как продукт коррупции и нерешительности элит. Собственно говоря, этот универсальный коктейль из двух компонентов подходит для понимания причин практически всех проблем в нашей стране.

Опыт Грузии – политика прежде всего

«О Грузии забыв неосторожно, поэтом стать в России невозможно», – писал когда-то Евгений Евтушенко. А у нас без Грузии нельзя стать политиком, по крайней мере, последние несколько лет. Об этой стране говорил и говорит весь политический спектр – как те, кто восхищается грузинскими реформами, так и те, кто не переносит их на дух.

Парадоксально, но, несмотря на обилие темы Грузии в украинских СМИ, у нас практически нет специалистов, которые бы хорошо разбирались в грузинском вопросе. А это очень интересный опыт, который непременно стоит изучить.

Ключевая особенность грузинских реформ – их проводили политики. Не технократы, а именно политики. После Революции Роз новому руководству страны стало очевидно, что реформированием системы здравоохранения должен заниматься не врач, а человек, способный пойти против системы. И такие люди находились, поскольку высшее руководство страны было одержимо изменениями.

Автор экономических реформ Грузии Каха Бендукидзе говорил, что для проведения реформ в любой стране нужны трое – тот, кто проводит реформы, тот, кто наказывает преступников, и тот, кто «прикрывает» реформаторов. В случае с Грузией команду реформаторов «прикрывал» президент Саакашвили, беря ответственность за все непопулярные решения правительства. А их было много… Решение отдать медицину в частные руки, ликвидировать санэпидстанцию, упразднить десятки ненужных вузов и институтов вывело на улицы тысячи недовольных.

Такими непопулярными, а порой и достаточно жесткими решениями правительство Грузии установило новый порядок. Фактически была создана новая система здравоохранения страны. Теперь все граждане Грузии застрахованы, а в стране всего за несколько лет было построено более 100 современных клиник. В большинстве случаев их строили частные компании (например, страховые), которым государство за символическую плату отдавало старые корпуса клиник под определенные обязательства, а именно – создание медицинского учреждения, отвечающего современным европейским стандартам. И сегодня найти обветшалую клинику в Грузии сложно, особенно в крупных городах. Более 90% клиник – частные, а у пациента есть свобода выбора клиники. В условиях такой конкуренции, где каждое медицинское учреждение борется за своего пациента, повышается и качество обслуживания.

В грузинских реформах были допущены и ошибки. Например, отдав львиную долю медицинских учреждений в частные руки, грузинским студентам-медикам стало проблематично находить место для практики. Практикантам и молодым специалистам в Грузии в этом смысле приходится сложнее, чем их украинским коллегам.

Реформы в Грузии Реформы не терпят оправданий

С реформами в Украине не заладилось сразу. Слишком много оправданий мы слышали. Власть находила тысячи причин, почему в Украине реформы невозможны, а тем временем нужно было находить возможности. К сожалению, многое уже упущено безвозвратно. В 2014-2015 годах наша страна имела огромный кредит доверия среди иностранных партнеров, которые готовы были оказать как финансовую, так и политическую поддержку.

Чтобы продемонстрировать миру свою приверженность реформам, власти пошли на беспрецедентный шаг в новейшей мировой истории – пригласили команду иностранных реформаторов, куда вошли специалисты из Грузии, Литвы, США и Эстонии. Заняться реформированием здравоохранения поручили Александру Квиташвили, который занимал пост министра здравоохранения и социальной политики в Грузии. Все начиналось неплохо, на иностранного специалиста возлагались большие надежды. И действительно, господин Квиташвили был настроен на изменение организации украинского здравоохранения, однако должной поддержки он не получил. В Грузии у него была надежная «крыша» в виде президента и правящей партии, которые без промедления принимали все необходимые законы и внедряли их в практику. Деятельность Квиташвили в Украине, главным образом, была сосредоточена на «войне» с комитетом, который блокировал все его начинания, а про историю с его увольнением и говорить нечего. Сам Саакашвили не одобрял назначение Квиташвили на пост министра. Бывший президент Грузии правильно полагал, что в украинских реалиях Сандро Квиташвили ничего не сможет добиться, поскольку у него не было поддержки ни со стороны правительства, ни со стороны президента.

Изменения, которых нет

За последние три года декларирования реформ украинец так и не почувствовал никаких улучшений в сфере оказания медицинских услуг.

По непонятной причине правительство так и не может утвердить министра на должность. Политический истеблишмент явно озадачен сохранением власти и подготовкой к очередным или внеочередным выборам, но только не воплощением тех изменений, которые действительно нужны обществу. А доказательств тому много. Возьмем только «многострадальные» пациентские законы, которые так и не приняты Верховным советом Украины. Законопроекты 6327 и 6604 с лета пылятся на полках у парламентариев, которые отложили их рассмотрение на осень. Проблема этих законопроектов в том, что в случае их принятия схема финансирования медицины полностью меняется, что ломает множество коррупционных схем, которые прекрасно работают в нашей стране уже более четверти века. Заместитель главы Общественного совета при МОЗ Украины Тимофей Бадиков ратует за принятие этих важнейших законопроектов, что позволит медицине стать прозрачной. - Мы наконец-то должны понять, какими ресурсами располагаем, и чего нам не хватает. В нынешних условиях, когда вся система насквозь пронизана схемами, разобраться в этом вопросе невозможно. Мы теряем миллиарды гривен, вместо того, чтобы вкладывать их в наше здоровье.

До сих пор законопроекты №6327 и №6604 не приняты. Из них уже изымают некоторые важные пункты (например, норму о сооплате), а сами законы не учитывают аспект децентрализации власти. О ней, кстати, говорил и главный врач Львовского регионального лечебно-диагностического онкологического центра Игорь Ковальчук. В эксклюзивном интервью для likar.info Игорь Васильевич выразил свое недоумение действиям МОЗ, которые не дают возможности клиникам самостоятельно принимать решения, проводить тендеры и закупать необходимые лекарства и оборудования. – Мы сумели превратить наше медицинское учреждение в ведущий онкологический центр страны. Все стало возможным благодаря выигранному гранту у Всемирного банка, который выделил нам 10 миллионов долларов. Беспрецедентная для Украины сумма, на которую мы закупили новейшее оборудование не только для себя, но и для клиник, расположенных в периферии, благодаря чему мы можем успешно проводить скрининг рака молочной железы, - отмечает врач.

Вместо заключения

По оценкам экспертов, ежегодно в Украине в коррупционных схемах исчезает до 5 миллиардов долларов, а более 70% экономики страны находится в тени. Рейтинги авторитетных международных организаций признают Украину одной из наиболее коррумпированных стран мира. В таких условиях говорить о развитии медицины (и любой другой отрасли) невозможно.

К сожалению, но без политической воли высшего руководства страны мы не сможем сдвинуться с мертвой точки, каких бы специалистов мы не приглашали. К слову, в Украине замечательные профессионалы и великолепные врачи, и для проведения реформ вовсе не обязательно приглашать иностранцев. На самом деле, с реформами все очень просто – вы их либо проводите, либо нет. Они будут непопулярны, а реформаторов будут ненавидеть, но это та работа, которую непременно нужно провести. А пока наши жизни спасает Всемирный банк, выделяя гранты, а украинские пациенты собирают деньги на лечение за рубежом.

Просмотров: 430


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×