зерновозКак уже сообщало ИА «Казах-Зерно» еще в прошлом году, завершено строительство новой железнодорожной магистрали по маршруту Узень - граница с Туркменистаном и сопутствующих объектов. Эта железнодорожная магистраль выведет Казахстан к Персидскому заливу и к морским портам Ирана и позволит в несколько раз увеличить грузооборот и товарооборот между прикаспийскими странами.
Пройдя по территории Казахстана, Туркменистана и Ирана, этот путь станет самым удобным, экономически выгодным, а значит, востребованным транзитным маршрутом для десятков стран. Россия и государства Центральной Азии получат выход по сокращенному маршруту к южным морям. С другой стороны, аналогичная возможность, только в северном направлении, представится странам Персидского залива.
Напомним, что введение этой железной дороги позволит Казахстану уже в ближайшее время увеличить экспорт зерна в направлении Ирана примерно до 5 млн. тонн, что положительно скажется на экономике страны. Всего прогнозируемый объем перевозок в первый год эксплуатации дороги - 9,6 млн. тонн различных грузов.
А совсем недавно состоялось еще одно событие, приблизившее сроки начала эксплуатации этой железной дороги. Открылся новый международный железнодорожный пункт пропуска между казахстанской станцией Болашак и туркменской Серхетяка, - сообщил в среду министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Жумагалиев.
«Подписали с Туркменистаном соглашение об открытии нового международного ж/д пункта пропуска Болашак - Серхетяка. Данный пункт пропуска будет проходить через казахстанско-туркменскую госграницу», - проинформировал Жумагалиев через средства электронной связи.
Как отмечают в Минтранскоме, это событие является одним из этапов международного проекта по модернизации международного транспортного коридора «Север-Юг», в рамках которого Казахстаном, Туркменистаном и Ираном реализуется проект строительства железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Берекет (Туркменистан) - Горган (Иран).
С казахстанской стороны в конце прошлого года завершено строительство 146 километров железных дорог с объектами, обеспечивающими безопасность движения поездов.
Начало международного проекта по модернизации международного транспортного коридора «Север-Юг» положено в 2007 году, когда главами государств Казахстана, Туркменистана и Ирана во время Саммита глав прикаспийских государств была подписана совместная Декларация о реализации проекта строительства железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Берекет (Туркменистан) - Горган (Иран).
Заметим, что с введением с эксплуатацию этого железнодорожного направления возможности экспорта зерна в Иран и через Иран резко возрастут. До этого все было только в потенциале. Иранское направление обслуживал только один единственный морской порт Актау. Но в виду маломощности зернового терминала в порту и ряда других причин этот потенциал никак не удавалось реализовать, а количество экспортеров зерна явно превышало возможности его транспортировки.
Но даже в этих условиях казахстанское зерно впервые пошло транзитом через иранский порт Шахид Реджаи. Идея использовать иранский транзит, наконец-то, стала реальностью. Иранская сторона приняла решение ежегодно поставлять в страны Ближнего и Дальнего Востока около 300 тыс. тонн казахстанской пшеницы через этот порт.
Предназначенная для транзита казахстанская пшеница будет отгружаться в порту Актау, и оттуда доставляться в иранские порты Амирабад, Энзели и Ноушехр. Далее она железнодорожным и автомобильным транспортом доставляется в порт Шахид Реджаи, где производится ее отгрузка в страны Ближнего и Дальнего Востока. Единственным слабым местом в этом направлении может стать малая пропускная способность зернового терминала в Актау, который не справлялся с потоками и до открытия этого направления.
Будем надеяться, что Казахстан в полной мере воспользуется новыми возможностями транзита зерна.
Фёдор Сергеев
с автором можно связаться по адресу:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
|