2050 год. После многих лет отсутствия вернулся в Сургут. Спрашиваешь
у детей: «А у вас есть детская площадка у
дома?» Ответ: «А что это и с чем ее
едят?» Ладно, думаешь. Спрошу у взрослых. Спрашиваешь: «А есть ли у вас парки, скверы?» Ответ тот же. Думаешь: «Так! Пройдусь по городу. Уж что-то, а парки
«Кедровый Лог» и «За Саймой» найду». В общем, вы понимаете – парков нет. На
их месте две большие городские автостоянки… Вы думаете, что это невероятно. Отнюдь! Пять-десять лет
назад было дико, когда автомобили залазили на газоны вдоль дорог. Да, во дворах
машины уже давно оккупировали и газоны, и тротуары, а кое-где и детские
площадки. Но придорожный газон – это было из области фантастики. Думается, что главной причиной оккупации автомобилями всех
свободных в городе мест, в том числе придорожных газонов, стало отсутствие
долговременной политики города по этому вопросу. И в состав этой политики
входят – высота и плотность застройки, развитие быстрого, географически доступного
общественного транспорта, создание условий для широкого использования
велосипеда в теплое время года, хорошее состояние дорожного покрытия, условная
доступность общественных парковок для автомобилей. Кто-то скажет, что главная проблема состоит в несоответствии
старых советских нормативов (читай – дворов) современному количеству
автомобилей. Но если вы заедете в старые дворы пятиэтажек, то увидите, что
катастрофы с парковками там нет. Есть определенная проблема, но нет катастрофы.
Катастрофа возникает, как только дома начинают расти в высоту. Ну, 9, ну 12, ну
15 этажей. Но сейчас же 15-этажка превратилась на фоне новых домов в какой-то
середнячок, а девятиэтажка смотрится просто лилипутом. Храм Преображения
всегда, в прежние времена, смотревшийся величественно и статно, сейчас и вовсе превратился
в какую-то часовенку, приткнувшуюся как домовая церковь к жилому гиганту. Второй причиной, по моему мнению, является отсутствие
быстрого (подчеркиваю, быстрого) и комфортного общественного транспорта с одной
стороны и определенных ограничений для личного автомобильного транспорта, с
другой. Только на быстрый и комфортный транспорт будут готовы пересесть
нынешние автомобилисты Сургута. Вопрос быстрого общественного транспорта можно
решать различными путями – от выделенной линии для автобусов до проектирования
скоростного транспорта (кстати, ширина разделительной полосы на улице Мира как
будто специально спроектирована для размещения скоростного трамвая). Кроме
того, для дополнительной разгрузки автомобильных дорог в теплое время года
необходимо развитие инфраструктуры для велосипедов – велодорожек и
велопарковок. Что касается вопроса качества дорожного покрытия – тут нужно
сказать огромное спасибо администрации города. За последние несколько лет
дороги приведены в божеский вид. Может, не настолько, как было в незапамятные
времена начала «нулевых», но прогресс налицо. Однако здесь нарисовалась другая
проблема, связаннае с нерешенностью вопроса размещения личных автомобилей, а
именно – оккупации автомобилями придорожных газонов. Как мне думается, ситуация
возникла, в том числе, в связи с недостаточной высотой дорожных бордюров,
которые позволяют заехать на газон любой легковушке. Пример – улица Показаньева, которая начинается у Больничного
комплекса, горожанам известная больше как «Конечка», и заканчивается Югорским
трактом. Так вот, на этой улице изначально были сделаны нормальной высоты
дорожные бордюры. Однако последние, как мне показалось экстренные ремонты этой
дороги, заключавшиеся только в накатывании нового слоя асфальта, привели к тому,
что местами бордюры просто исчезли. Точнее они либо просто стали ниже, чем
асфальтовое покрытие, либо банально провалились в землю (не берусь сказать
точно, так как на это есть грамотные специалисты дорожного дела). Теперь на придорожный газон вдоль улицы Показаньева может
заехать любой автомобиль. Не удивлюсь, что в скором времени личный транспорт
превратит в парковку и кольцо Больничного комплекса. Ситуация с бордюрами там
аналогичная. Я думаю таких мест, как на улице Показаньева, в городе полно.
Каждый житель может рассказать не по одному такому случаю. И, напоследок, еще одна часть политики города по решению
транспортных проблем Сургута – условная доступность общественных парковок для
автомобилей. Я имею в виду необходимость введения платных парковок, по крайней
мере, в центре города. Мне кажется, что стоимость должна быть небольшой.
Сравниваться с Москвой и другими мегаполисами по цене нам не нужно. Многие читатели сейчас скажут: все, что ты написал это не
что иное, как воздушные замки. У города нет столько денег на переустройство
дорожной сети, тем более строительство нового вида транспорта. Но ведь,
например, ограничение высоты жилых домов не требует денежных вливаний, а
требует лишь принятия соответствующего решения. И, кроме того, я призываю
сделать на сегодняшний момент то, что можно. Например, я предлагаю запланировать в новых строящихся микрорайонах
рядом с пешеходной зоной еще 0,5 – 1 метр велосипедной дорожки, широкую
разделительную полосу между магистральными городскими дорогами (если принять
решение строить городской скоростной транспорт). А введение платных парковок
как минимум в центре города вообще позволит наполнить городской бюджет. Так или иначе, все эти глобальные проблемы, которые волнуют
каждого нашего жителя, нужно решать сейчас, а главное всерьез и надолго. Как
минимум лет на 50 вперед. Тогда у людей будет цельное представление о том, куда
движется Сургут. Будет понимание, что наш город – не временное явление. В
голове у каждого человека и главное у молодежи будет целостная картинка
будущего Сургута. Тогда город сможет жить…
Сергей Антонов, сургутянин
|