Правила пользования
Курс ЦБ на 24.04 USD 444.32 up -1.34
EUR 473.33 up -1.25
RUB 4.76 up -0.02
24 апреля Среда, 22:43
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Негромкий герой»

Дата: 06.07.17 в 10:26
Мобильная версия Шрифт

Александр Лейфер

Тридцатого июня наш город простился с Александром Эрахмиэловичем Лейфером — олицетворением литературного Омска, многолетним председателем Омского отделения Союза российских писателей, человеком, горячо любившим жизнь и слово в ней, а не себя в слове.

Коренной омич — мало кто с такой любовью и приязнью относился к нашему городу — Александр Эрахмиэлович Лейфер родился 27 декабря 1943 года. Вся его жизнь — за исключением лет получения профессии журналиста в Казанском университете — связана с Омском. И не просто связана «паспортно»: в его очерках, заметках, статьях, многие из которых составляют книги, оживает старина и пересекается с нервом современности.

Первая книга автора — о судьбе и творчестве Петра Драверта «Сибири не изменю!.. Страницы одной жизни» — увидела свет в 1979 году, ровно через сто лет со дня рождения ученого и поэта, не один десяток лет жизни которого прошел в Омске. За ней последовали и другие — «Прошлое в настоящем», «…Буду всегда жива. Документальное повествование о Валентине Бархатовой и ее друзьях», «Удивительная библиотека. Рассказы о старых книгах и книжниках», «Вокруг Достоевского» и другие очерки», «Мой Вильям», «Блог-пост, или Кровь событий», «Жить вместе» и т.д. Он работал во многих городских печатных изданиях, среди которых — «Омская правда», «Молодой сибиряк», «Вечерний Омск».

Александр Лейфер никогда не почивал на лаврах, не пытался за счет своих прежних заслуг выбить себе привилегии, не «забронзовел», несмотря на то что его первая публикация состоялась в 1962 году, в период поздней «оттепели», более полувека назад. А его официальные регалии — председатель Омского отделения СРП, сопредседатель СРП, член ПЕН-клуба — ни в коей мере не делали его «небожителем», недоступным для простых смертных.

Казалось, он знал почти все об истории Омска, о литераторах, журналистах, улицах, домах. Под его пером старина наполнялась неярким, но мягким светом, приглашая читателя совершить путешествие в прошлое. Его очерки, статьи, эссе — все, что составляет документальную прозу, — написаны безукоризненным, точным русским языком и являются не только кладезем интересных и уникальнейших фактов, но и могут считаться классикой жанра для поколения молодых журналистов, исследователей-краеведов, писателей-документалистов.

Вот только сейчас журналистика все больше и больше превращается даже не в ремесло — а набранный буквами русского алфавита код «жареных фактов» и новостей, большинство из которых носят негативный или «нижепоясной» характер. Подобных вещей избегал в своей работе Александр Эрахмиэлович. На это повлияла не только учеба на историко-филологическом факультете одного из лучших советских вузов, но и врожденное чувство слова, над которым автор не переставал работать.

Он был открыт всему новому: достаточно вспомнить его блогерские заметки на одном из информационных порталов города. Они составили книгу «Блог-пост, или Кровь событий». В ней — портреты друзей-литераторов, эссе о новых книгах и старых фотографиях, проблемы насущные и вечные.

Александр Эрахмиэлович горячо любил Достоевского, и именно наш земляк во многом поспособствовал созданию и развитию литературного музея, получившего имя русского классика. Как и в советское время, так и в наши дни это учреждение культуры объединяет творческих людей Омска, в нем проводятся презентации новых книг, семинары молодых писателей, отмечаются дни рождения литераторов. И Александр Лейфер мог по праву считать музей своим домом. Равно как и библиотеку им. Пушкина, почетным читателем которой он являлся и в фондах которой черпал необходимые уникальные сведения для своих работ.

Поразительно, как много он успевал: причем работал не «взахлеб» и не ради количества, выдавая на-гора огромные пласты «продукции».  Он не любил внешних эффектов и эпатажных действий, чурался пафоса, агрессивного и напористого поведения, и даже в своем статусе и возрасте обезоруживающе говорил, что каждый раз волнуется, когда нужно выходить на сцену. Не зря одно из любимых его слов, которое он часто употреблял в статьях, книгах, очерках, – «негромкость» и производные от него. При этом он был наделен редким даром гасить конфликты, без которого, наверное, невозможно быть лидером писательского объединения на протяжении стольких лет.

Александр Лейфер был предан Слову, тяжело переживая из-за сложного положения современных писателей, коммерциализации литературы, проблем с выходом изданий — в частности, «Складчины», которая стала символом и официальным альманахом Омского отделения Союза российских писателей. Да и само объединение во многом возникло благодаря ему.

Александр Эрахмиэлович был не только прекрасным писателем, но и вдумчивым читателем. В его рабочем кабинете стоит огромный, во всю стену, книжный шкаф, на полках которого редкие и старые книги соседствуют со стихами и прозой молодых авторов, по возрасту годящихся ему во внуки. Он внимательно прочитывал их, старался не пропускать ни одного семинара, где отнюдь не исполнял роль «свадебного генерала», дающего условное напутствие. Неравнодушие к новому поколению писателей проявлялось в участии Александра Лейфера в жюри литературной премии им. Достоевского. Многие знали, как он переживал, когда возникали перебои с финансированием этой премии, понимая, что она значит для молодых авторов. И искренне радовался, когда о книгах омичей узнавали и за пределами нашего региона, следил за публикациями земляков в «толстых» журналах, помогал добрым словом и советом.

Его уход был внезапным для всех. Наверное, никто не сомневался в том, что Александр Эрахмиэлович сможет восстановиться, несмотря на то что в последние годы его здоровье нельзя было назвать идеальным. Он был нужен и любим. А во время нашей последней встречи в больнице мы не только касались невеселого повода, заставившего Александра Эрахмиэловича задержаться в ее стенах, но и разговаривали о творческих планах, о только что вышедшей книге – работе, которая оказалась его последним завершенным трудом в качестве редактора-составителя совместно с Сергеем Павловичем Денисенко. Это сборник стихотворений Николая Разумова, омского поэта, трагически ушедшего из жизни в 1982 году в неполные 36 лет. Материал о нем выйдет в следующем номере нашего издания, а ближе к осени состоится презентация книги.

Просмотров: 1476


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×