Астана, 27 июня, Дом Мажилиса
Представляя сегодня в Мажилисе проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций", министр информации и коммуникаций Даурен Абаев отметил, в частности, что, во-первых, в действующем законодательстве недостаточно четко был прописан порядок досудебного разрешения споров в рамках опровержения опубликованной в СМИ информации. Практика показывает, что зачастую, после публикации в СМИ порочащих честь и достоинство сведений, бремя доказательства обратного ложится на гражданина. Считаем, что в данный процесс должны быть вовлечены обе стороны. Еще один немаловажный вопрос – публикация в СМИ изображения и персональных данных ребенка, пострадавшего в результате противоправных действий. В настоящее время этот вопрос никак не урегулирован, в то время как появившиеся в Интернете сведения могут в дальнейшем отрицательно сказаться на жизни ребенка. Важно отметить, что уже сейчас мы добились понимания многих СМИ, использующих технические средства, позволяющие скрыть личность таких детей. Не менее важными в этом направлении являются нормы, обеспечивающие доступ к информации лицам с ограниченными возможностями посредством применения субтитрования и сурдоперевода в новостных выпусках. Министерство также обращает внимание на необходимость равномерного распределения на телевидении рекламы на государственном языке. Помимо этого, в проекте Закона дается определение понятиям "детская, религиозная и образовательная телепрограмма". Во-вторых, предлагается исключить меры административного взыскания в виде приостановки деятельности СМИ и конфискации тиража по таким незначительным нарушениям, как невыполнение требований о размещении выходных данных и предоставлении обязательного экземпляра. На сегодня также отпала необходимость в бумажном варианте обязательного экземпляра, направляемого в наше Министерство. Предлагается заменить его исключительно электронной версией. СМИ достаточно долгое время поднимался вопрос получения разрешения человека на публикацию его изображения. В законопроекте предлагается установить перечень оснований, при которых такое соглашение не нужно. К примеру, во время зрелищных культурно-массовых, спортивно-массовых мероприятий, собраний, публичных выступлений. Кроме того, в законопроекте расширен перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности (если они ссылаются на официальное или обязательное сообщение, а также информацию от уполномоченных лиц или структурных подразделений по взаимодействию со СМИ). В рамках дальнейшего развития отечественного теле- и радио рынка Министерство планирует ввести в правовое поле вопросы распространения в стране так называемых "серых тарелок". Это позволит расширить отечественным телеканалам их аудиторию. В то же время для публичного просмотра в государственных органах и организациях предлагается осуществлять показ исключительно отечественных телеканалов. В-третьих, предусмотрены нормы, позволяющие регулировать развитие интернет-телевидения. Повсеместное распространение Интернета диктует необходимость адаптации контента для учащихся общеобразовательных школ с введением понятия "информация, соответствующая возрасту ребенка". В этой связи, норма, направленная на идентификацию пользователей, с учетом мнения членов Общественного совета при министерстве, была возвращена в законопроект. Причиной этому служит заметное учащение случаев сетевого негатива: личные оскорбления и размещение противоправного контента. В-четвертых, предлагается расширение понятия "официальное сообщение" с включением в число авторов подобных сообщений юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств. Это направлено на обеспечение информационной доступности указанных организаций. Кроме того, предлагается обязать госорганы обеспечить наличие в своей структуре "уполномоченного лица" либо "уполномоченного подразделения" по взаимодействию со СМИ. Законопроектом предусмотрены механизмы по защите их статуса. В частности, они подчиняются исключительно первому руководителю, они не могут быть в составе других структурных подразделений, а также подлежать ликвидации. В законопроекте, в частности, предусмотрены нормы, направленные на повышение качества услуг связи посредством предоставления операторам сотовой связи права на совместное использование выделенных радиочастотных спектров. Министерство предлагает перевести процесс получения разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на уведомительный порядок. Предусматривается регламентирование порядка планирования, реализации, мониторинга и оценки проектов ГЧП в рамках сервисной модели информатизации, а также механизмы обеспечения гарантий для поставщиков путем принятия государственных обязательств. После ответов министра на депутатские вопросы и состоявшегося обсуждения рассмотрение поправок продолжится в рабочей группе во главе с ее руководителем, секретарем Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Бейбитом Мамраевым. |