Отправляясь за покупками, нужно помнить и о своих обязанностях, и о правах
Каждый человек с рождения становится потребителем. Мы потребляем различные ресурсы, информацию, товары и услуги. Существует даже выражение: клиент всегда прав. Так ли это? Каким образом регулируются отношения между тем, кто предоставляет, и тем, кто потребляет услугу? Как законодательство регулирует эту отрасль жизни? И куда обратиться в спорной ситуации? Отвечали на эти вопросы представители прокуратуры Омской области в рамках совместного с Первым городским телеканалом проекта «Закон в деталях».
Как правило, в первую очередь потребитель задумывается о том, достаточно ли у него средств, чтобы оплатить товар или услугу. При этом забывает о своих правах. Однако они зафиксированы в законодательстве, и за их исполнением следит прокуратура.
«Органы прокуратуры осуществляют надзор в сфере защиты прав потребителей, – поясняет помощник прокурора Ленинского округа Наталья Петрова. – Вместе с тем в соответствии с федеральным законом органы прокуратуры не подменяют иные контролирующие органы, то есть Роспотребнадзор по Омской области. В случае несоблюдения или ненадлежащего исполнения обязанностей работниками Роспотребнадзора, территориальными органами в том числе, органы прокуратуры могут осуществлять надзор и применять меры реагирования при наличии основания».
Зачастую документом, подтверждающим сделку с использованием денег, является чек. Это слово в переводе с английского означает «ценная бумага». Чек дает возможность вернуть товар продавцу, если он оказался испорченным или не подошел. А такие психологические уловки предпринимателей, как предупреждение о невозможности вернуть вещь, купленную на распродаже, противоречат закону о защите прав потребителей.
А что делать, если ценная бумага утеряна или товар куплен на распродаже и не подошел, рассказала Наталья Петрова:
«В случае утери кассового чека потребитель имеет право предъявить продавцу свои требования, если товар не подходит либо является ненадлежащего качества, при этом ссылаясь на свидетельские показания. Об этом говорится в статье 493 Гражданского кодекса. Также подтверждением покупки будет фиксация в документах продавца, на которые нужно обратить внимание. Все гражданские права и обязанности потребителя в отношении полученного товара сохраняют свою силу по законодательству. Поэтому и то, что куплено на распродаже, вернуть можно».
Даже если товар подорожал, это не значит, что его нельзя вернуть или обменять. Что делать в этой ситуации, решать, конечно, производителю, но если договориться не получится, стоит подумать о защите своих законных прав.
«Безусловно, потребителю в случае возврата товара ненадлежащего качества и невозможности устранить данные недостатки возвращается разница между ценой на момент покупки и стоимостью в настоящий момент, – говорит помощник прокурора Ленинского округа. – В случае если продавец отказывается удовлетворять требования добровольно, нужно обратиться в суд, по решению которого будет выплачена разница».
Отдельный разговор – гарантийный срок. Если на период гарантии приобретение пришло в негодность, необходимо это доказать, то есть провести экспертизу. При этом на время ремонта покупателю могут предложить временную замену. Так, вместо дорогого телефона – самый простой, но выполняющий основные функции. Однако есть случаи, когда замена невозможна.
«Недостатки, обнаруженные по вине покупателя, продавцом не устраняются. Если же покупатель не согласен с данными выводами, то он может обратиться к специалистам и провести экспертизу, в рамках которой выдается заключение, – продолжает Наталья Петрова. – Если в товаре обнаружен брак не по вине покупателя, то и экспертиза, и ремонт изделия оплачиваются продавцом, а на время устранения недостатков может быть предоставлена замена. Но есть перечень товаров, которые не выдаются, в том числе автомобили, мотоциклы, иные мотосредства, прицепы к ним. Это может быть мебель, электроприборы для личной гигиены или приготовления пищи и, безусловно, гражданское, служебное оружие и патроны к нему».
Все вышеперечисленные правила распространяются и на покупки в интернет-магазинах, только здесь вероятность нарваться на мошенников выше. А безналичный расчет порой усложняет поиски продавца.
«Некоторые продавцы интернет-магазинов на сайте указывают порядок действий. Например, при получении неподходящего товара посылкой вы идете на почту, пишете претензию, вкладываете бланки и возвращаете покупку. Как правило, в этой ситуации деньги перечисляются на счет клиента либо банковскую карту, которой расплачивались. Также установлен срок 14 дней», – заключает помощник прокурора Ленинского округа.
Защита прав потребителей в суде
· Составление искового заявления
· Подача иска по месту жительства или пребывания истца, месту нахождения ответчика, организации или ее филиала, месту жительства индивидуального предпринимателя, заключения или исполнения договора
· Иск до 50 тысяч рублей направляется мировому судье, свыше – в районный суд
· Истцы не уплачивают госпошлину, если цена иска не превышает миллиона рублей
· При удовлетворении требований истца суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50% от присужденной суммы
· По ходатайству истца суд может частично или полностью взыскать с ответчика судебные расходы
КСТАТИ
Уполномоченным органом по защите прав потребителей является Управление Роспотребнадзора по Омской области. За нарушение прав потребителей законодательством предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Так, за сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям о безопасности жизни и здоровья потребителей, статьей 238 УК РФ предусмотрено наказание вплоть до десяти лет лишения свободы.
Ключевые слова: прокуратура Омской области, Первый городской телеканал, совместный проект "Закон в деталях", защита прав потребителей.
Фото Андрея Поповича
16+