Правила пользования
Курс ЦБ на 29.03 USD 448.15 up -1.43
EUR 483.46 up -3.48
RUB 4.86 up 0
29 марта Пятница, 01:27
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Сенаторы заслушали Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2016 год»

Дата: 26.05.17 в 00:31
Мобильная версия Шрифт

parlam.kz, 25 мая

25 мая Правительство презентовало в Сенате Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2016 год.
С основными докладами выступили руководители министерства финансов, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и Национального банка.
Презентацию Отчета правительства об исполнении республиканского бюджета представил министр финансов Бахыт Султанов. Как было отмечено в его выступлении, поступления бюджета за 2016 г. исполнены на 100,2% и составили 7 трлн 760 млрд тенге, расходы произведены на 8 трлн 501 млрд тенге, или на 98,3 %.
Дефицит бюджета составил 741 млрд тенге, что ниже показателя плана на 161,5 млрд тенге. Объем дефицита к ВВП составил 1,6% при плане 2%, это меньше на 171 млрд тенге по сравнению с 2015 годом. Доходы бюджета перевыполнены на 382 млрд тенге.
Б.Султанов отметил общее улучшение макроэкономических показателей. Рост ВВП составил 1,0 %, что превышает прогнозные параметры на 0,5 %.
Улучшение бюджетных показателей дало возможность увеличить расходы на социальную сферу. Половина расходов бюджета, то есть 4 трлн тенге, составили социальные расходы. С 1 января на 9% увеличены размеры пенсии. На выплату пенсий из бюджета выделено 1 353 млрд тенге. Пособия на рождение ребенка выплачены 438 тыс получателям. На их выплату направлено 33 млрд тенге.
В докладе прозвучали цифры неисполнения бюджета. По итогам года нераспределенный резерв и экономия средств составили 110 млрд тенге. Значительные суммы не освоили министерства и ведомства. Из 36 млрд тенге неосвоенных средств наибольшая доля приходится на министерство обороны, на которое приходится 29 млрд тенге. Что касается других ведомств, то МВД не освоило 1,2 млрд тенге, МОН – 1 млрд тенге, МИД – 920,2 млн тенге, министерство сельского хозяйства – 870,2 млрд тенге, министерство юстиции – 759 млн тенге.
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Нурмухамбет Абдидеков в своем докладе отметил, что заключение Счетного комитета на отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год подготовлено в новом формате. Акцент смещен с выявления нарушений к глубокому изучению причин их возникновения и выработке конструктивных предложений для их предупреждения в будущем.
По оценке Счетного комитета, уточненные параметры республиканского бюджета фактически исполнены. Значительно сократилась доля сырьевого сектора в поступлениях консолидированного бюджета. Вместе с тем, изменения структуры экспорта в сторону ее несырьевой части не произошло, что создает риски недостижения поставленных целей и задач по диверсификации экономики.
Как подчеркнул Н.Абдибеков, сохранение зависимости доходов республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда увеличивает риски безопасного осуществления сберегательной и стабилизационной функций Нацфонда. Также в докладе указывается на такие недостатки, как общее снижении уровня финансовой дисциплины, проблемы исполнения налогового и таможенного законодательства.
По данным Счетного комитета, администраторами бюджетных программ в 2016 году неэффективно использовано 267,9 млрд тенге. Снижение финансовой дисциплины в отдельных случаях напрямую связано с чрезмерной зарегламентированностью процессов, их сложностью, многоэтапностью и затратностью.
Заместитель председателя Национального банка Алпысбай Ахметов проинформировал сенаторов о наиболее важных аспектах денежно-кредитной политики. По мнению докладчика, несмотря на неблагоприятные внешние условия, Казахстан справился с трудностями прошедшего года. По итогам 2016 года инфляция сложилась на уровне 8,5%. Основной акцент работы Национального банка направлен на формирование рыночных процентных ставок на денежном рынке. В течение 2016 года Нацбанк планомерно снижал базовую ставку с 17% до 12%.
На валютном рынке в 2016 году наблюдалась относительная стабильность, курс тенге по отношению к доллару США укрепился на 2% на фоне отсутствия вмешательства Нацбанка на валютном рынке.
Достигнут значительный прогресс в повышении роли национальной валюты. За прошлый год депозиты в тенге выросли на 3,3 трлн тенге (рост на 66%), в иностранной валюте – снизились на 1,1 трлн тенге (на 10%). Уровень долларизации депозитов снизился за год с исторически максимального уровня в 70% до 55%.
По прогнозам Нацбанка, при отсутствии шоков в 2017 году инфляция будет находиться в рамках целевого коридора (6-8%). Финансовый регулятор намерен сохранить режим свободно плавающего обменного курса. "Именно эти две задачи – низкая инфляция и недопущение накопления дисбалансов на валютном рынке – максимально полно способствуют обеспечению долгосрочного устойчивого роста экономики", – считает А.Ахметов.
Докладчики ответили на вопросы депутатов верхней Палаты Парламента. Обсуждение итогов исполнения бюджета за 2016 год будет продолжено в комитетах Сената.

---

Выступление в Сенате Парламента РК Султанова Б.Т. на презентации Отчета Правительства РК об исполнении РБ за 2016 год. 25 мая, г.Астана, Сенат Парламента РК
minfin.gov.kz, 25 мая

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович!
Уважаемые депутаты!

Вашему вниманию представляется презентация отчета Правительства "Об исполнении республиканского бюджета за 2016 год".
В отчете отражен всесторонний анализ доходов и расходов бюджета, также отражены итоги исполнения за отчетный период государственных и правительственных программ, достижение индикаторов стратегических планов государственных органов.
Детальная информация имеется в материалах объемом около тысячи страниц.
Презентация состоит из трех блоков.
Первый – характеристика исполнения республиканского бюджета за прошлый год.
Второй - меры по укреплению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов.
Третий - результаты достижения программных документов и стратегических планов.
Результаты исполнения бюджета показывают положительное влияние налогово-бюджетной политики на экономическую ситуацию.
Если рассматривать основные параметры бюджета, поступления исполнены 100,2% и составили 7 трлн. 760 млрд.тенге.
Расходы произведены на 8 трлн. 501 млрд.тенге, или на 98,3 %.
Дефицит составил 741 млрд.тенге. Это ниже показателя плана на 161,5 млрд.тенге.
Таковы основные результаты отчета Правительства.
Остановлюсь на каждом блоке по отдельности.
Первый блок отчета. Характеристика исполнения республиканского бюджета за 2016 год.
Одно из основных достижений нашей работы - это поступление доходов больше, чем в 2015 году на 1 078 млрд.тенге или на 30,8%.
Расходы по сравнению с 2015 годом произведены на 1 338 млрд.тенге больше, или на 18,6%.
Важной характеристикой устойчивости бюджета является размер его дефицита. Его объем к ВВП составил 1,6% при плане 2%. Это меньше на 171 млрд.тенге по сравнению с 2015 годом.
В результате перевыполнения доходов сформировались кассовые остатки в сумме 158,4 млрд.тенге. Эти средства явились основанием для уточнения бюджета в феврале текущего года.
Всего доходов за 2016 год поступило 7 662,2 млрд.тенге. В структуре доходов доля налоговых поступлений увеличилась на 2% по сравнению с 2015 годом и составила 56%.
Доходы перевыполнены на 382 млрд.тенге. За счет перевыполнения плана по налогам мы сохранили на 370 млрд.тенге гарантированный трансферт из Национального фонда.
Основные причины такого исполнения доходов – это улучшение макроэкономических показателей.
Например, рост ВВП составил 1,0 %, что превышает прогнозные параметры на 0,5 %. Вырос объем тенгового импорта на 4,3% к плану и цены на металлы в среднем на 5,2%.
Кроме этого, на перевыполнение доходов повлияли введение прогрессивного размера экспортной таможенной пошлины на нефть и другие факторы.
За счет улучшения налогового администрирования в бюджет поступило сверх плана 46 млрд.тенге.
На такое исполнение плана повлияли следующие основные налоги.
Корпоративный подоходный налог – 143 млрд.тенге, плата за пользование природными ресурсами – 82 млрд.тенге, ЭТП на нефть – 52 млрд.тенге и НДС на ТВП – 38 млрд.тенге.
Улучшилась и доля доходов в ВВП. Она в сравнении с 2015 годом улучшилась на 1,5%-ных пункта, и составила 10,1%. Доля налогов составила 9,4%, улучшившись по сравнению с предыдущим годом на 1,2 процентных пункта.
Доля всех налогов ВВП увеличилась в сравнении с 2015 годом. Однако, доля экспортной таможенной пошлины на нефть уменьшилась на 0,2% процентных пункта. Это из-за уменьшения ставки экспортной таможенной пошлины.
Освоение расходов.
Как ранее было сказано, расходы республиканского бюджета исполнены на 98,3%.
Расходы утвержденного бюджета в результате двух уточнений увеличились на 980 млрд.тенге.
Такое увеличение расходов бюджета в первую очередь дало возможность увеличить расходы на социальную сферу. Половина расходов, то есть 4 трлн.тенге, социальные расходы.
С 1 января на 9% увеличены размеры пенсии. На выплату пенсий из бюджета выделено 1 353 млрд.тенге.
На введение новой модели системы оплаты труда гражданских служащих выделено 290,8 млрд.тенге.
Пособия на рождение ребенка выплачены 438 тыс. получателям. На их выплату направлено 33 млрд.тенге.
Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики, на оборону, общественный порядок и безопасность и их основные результаты показаны в
По итогам года не исполнено 146 млрд.тенге. Из них, 110 млрд.тенге – это нераспределенный резерв и экономия средств.
Однако, 36 млрд.тенге не освоено. Причины: изменение условий договоров и отставание от графика работ.
Основные суммы неосвоения бюджета приходятся на:
Министерство обороны – 29 млрд.тенге;
МВД – 1,2 млрд.тенге;
МОН – 1 млрд.тенге;
МИД – 920,2 млн.тенге;
МСХ – 870,2 млрд.тенге;
МЮ – 759 млн.тенге.
Сумма неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2015 годом уменьшилась в 1,7 раз и составила 268 млрд.тенге.
Один из основных вопросов, поднимаемых ежегодно при рассмотрении отчета - это эффективное использование средств выделенных на увеличение уставного капитала.
В 2016 году остатки средств на счетах квазигосударственного сектора составили 14,5 млрд.тенге. Эта сумма в сравнении с 2015 годом уменьшилась в 5 раз.
Государственный долг на конец года составил 11 трлн 437 млрд.тенге. Это ниже уровня 26 % к ВВП. Долговая нагрузка находится в допустимых пределах. Соотношение обслуживания долга к доходам составляет ниже 12%, при пороговом уровне 15%.
Валовый внешний долг составил 163,8 млрд.долларов. Из них 82% – долг частного сектора. Внешний долг квазигосударственного сектора 16,2 млрд. долларов. Это на 2,6 млрд.долларов меньше показателя 2015 года.
В соответствии с поручениями, данными в послании Главы государства, долговые операции холдингов, национальных компаний со стороны Правительства будут взяты на особый контроль.
Для уменьшения долга квазигосударственного сектора предусмотрено принятие следующих мер:
- определение критериев, по которым субъекты будут охвачены мониторингом;
- обязательное согласование и получение разрешения центрального уполномоченного органа по государственному планированию на привлечение внешних займов свыше определенной суммы;
- создание координационного совета по управлению квазигосдолгом.
Второй блок отчета. Меры по укреплению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов
По таможенному администрированию
Созданы выездные оперативные группы на границе. Обеспечен удаленный контроль (видео + документы) за работой территорий "Центр-Пост".
В результате в 8 раз увеличилась эффективность таможенных досмотров. Количество зарегистрированных административных правонарушений снижено на 1,8%. Взыскано 5,6 млрд.тенге, выявлено 975 нарушений, привлечено к ответственности 85 должностных лиц.
Повышение качества услуг и проверок
Утверждены стандарты и регламенты услуг. Они были обсуждены на интернет-ресурсах. Унифицированы налоговые и таможенные процедуры проверок.
В результате взыскано 65 млрд.тенге, или с ростом на 20% в сравнении с 2015 годом.
Конечно, в этой сфере еще есть недостатки. По улучшению качества налоговых проверок в этом году со стороны Главы государства нам высказана критика. С целью снижения давления на бизнес будут приняты следующие меры.
Во-первых, любой субъект малого бизнеса, применяющий контрольно-кассовые машины с онлайн оповещением, не будет проверяться. Для таких налогоплательщиков количество проверок сократится примерно на 20%, или 13 тысяч проверок.
Во-вторых, экспортеру, применяющему во всех взаиморасчетах электронные счета-фактуры, мы вернем НДС в два раза быстрее (в течение 30 рабочих дней). Это сократит встречные проверки на 65%, т.е. еще минус 23 тысячи проверок.
В-третьих, для улучшения администрирования НДС с бизнесом обсуждается внедрение специального НДС-счета.
Меры по борьбе с лжепредпринимательством и экономическими преступлениями
Уточнение целевых групп с использованием объединенных информационных ресурсов наших профильных комитетов по государственным доходам и финансовый мониторинг.
Проведены оперативно розыскные мероприятия. Разработана Карта профилактики лжепредпринимательства.
Внедрен пилотный проект "Электронные-счета фактуры".
В результате этих мероприятий: выявлено 1 268 лжепредприятий, снято с учета по НДС 898 налогоплательщиков.
Сумма обналичивания денег в банках второго уровня сократилась на 11,7% по сравнению с 2015 годом.
В сравнении с 2015 годом (1,3 млрд.тенге) после приговоров суда по лжепредприятиям выставлено на сторнацию 50,0 млрд.тенге. Из них, взыскано 5 млрд.тенге.
Возмещено 70 млрд.тенге ущерба, изъято 3 543 купюры. Наблюдается уменьшение схем уклонения от уплаты налогов.
Меры по обеспечению результативности использования расходов бюджета
В 2016 году количество бюджетных программ по сравнению с 2015 годом сократилось в 2 раза и составил 247. Это сокращение осуществлено по принципу "одна стратегическая цель – одна программа".
Цель – предоставление большей самостоятельности государственным органам в ходе освоения средств. Например, администраторам в ходе исполнения бюджетных программ предоставлено право перераспределять средства между бюджетными подпрограммами.
В бюджетное законодательство внесены некоторые изменения с целью улучшения бюджетных процедур для администраторов.
Введена дисциплинарная ответственность первых руководителей за недостижение конечных результатов бюджетных программ в ходе освоения бюджетных средств.
Для быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики рассматривается дальнейшее уменьшение административных барьеров в бюджетном процессе. Эти меры будут предусмотрены в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.

Уважаемые депутаты!
Одна из актуальных проблем ежегодно горячо обсуждаемых – это выполнение рекомендаций Счетного комитета и депутатов.
Поэтому остановлюсь на исполнении этих вопросов.
Ваши замечания, уважаемые депутаты, данные в ходе рассмотрения отчета 2015 года, исполнены.
К примеру, в этом отчете цифра по неэффективному использованию бюджетных средств одинаковая со Счетным комитетом.
Перечень профилей рисков камерального контроля дополнен риском – "Проведение государственных закупок без утвержденной проектно-сметной документации".
Регламентированы сроки перечисления средств резерва администраторами их получателям.
Перевод денег субъектам квазигосударственного сектора, осуществляется только в пределах сумм, предусмотренных на текущий год, согласно финансово-экономическому обоснованию.
Окончательная оплата по научно-исследовательским работам осуществляется после получения заключения Государственной научно-технической экспертизы.
Утверждены нормативы сети и оснащенности учреждений социальной сферы.
Отчет 2016 год содержит дополнительные материалы о достижении стратегических индикаторов, реализации программных документов.
Органы государственного финансового контроля в 2016 году полностью перешли на государственный аудит.
За отчетный период проведено 664 аудиторских мероприятия. Охвачено 1,7 трлн.тенге бюджетных средств. Устранены нарушения на сумму 27 млрд. тенге.
16 473 процедуры государственных закупок охвачены камеральным контролем на сумму 111,3 млрд.тенге.
Выявленные нарушения на сумму 13,7 млрд.тенге были своевременно исправлены государственными органами и объектами квазигоссектора самостоятельно.
Третий блок отчета. Результаты достижения программных документов и стратегических планов прошлого года
Во-первых, ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В отчетном году продолжилась реализация программ индустриально-инновационного развития, развития и функционирования языков, поддержки и развития бизнеса, Агробизнес-2020, "Нұрлы жол" и других. Начался новый этап реализации Государственных программ развития образования и науки и "Денсаулық".
Приведены краткие результаты основных программных документов. В первой главе отчета представлена полная информация об итогах реализации Государственных и правительственных программ в 2016 году и о достигнутых результатах.
Один из крупных программ – это "Нұрлы жол". На ее реализацию, выделенные из бюджета 472 млрд.тенге освоены полностью. Общий объем финансирования за счет облигационного займа через национальные холдинги составил 207 млрд. тенге.
Например, на развитие автодорожной отрасли было использовано 151,3 млрд.тенге, или 100% от плана. По итогам года открыто движение по направлениям Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Астана -Петропавловск. Создано 43 тыс. рабочих мест.
***
Уважаемые депутаты!
Ход исполнения программных документов со стороны Правительства всегда находится под строгим контролем. С прошлого года стало традицией обсуждение результатов этих программ с вашим участием.
В марте-апреле текущего года были рассмотрены итоги основных программ. Обсуждались вопросы выполнения каждого индикатора.
К сожалению, имеются недостатки. Они допускаются, и при планировании, и в ходе исполнения. В дальнейшем эти вопросы будут проработаны при дальнейшем совершенствовании системы государственного планирования.
Во-вторых – ИТОГИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Ход исполнения Стратегических планов государственных органов отражает как реализацию государственной политики в каждой отрасли, так и насколько эффективно расходованы бюджетные средства.
В 2016 году в стратегических планах 17 государственных органах предусмотрено достижение 479 целевых индикаторов. 83 индикатора являются показателями Глобальной конкуренции Всемирного экономического форума.
340 индикаторов достигнуто. 107 индикаторов не достигнуто. 31 индикатор на исполнении, данные будут опубликованы во 2-м полугодии т.г.
По достигнутым 340 индикаторам улучшены показатели в социальной и экономической сферах.
По 20 индикаторам улучшилась позиция страны в международных рейтингах.
По различным причинам не выполнено 107 индикаторов.
Из них, 48% связано с медленным ростом глобальных индексов (например, по индикаторам "бремя Аграрной политики", "качество Дорог" при плане 48 и 106 место, фактически заняли 64 и 108 место соответственно).
Есть и объективные причины невыполнения показателей. Например, по индикатору "Объем экспорта мяса крупного рогатого скота" экспортировано мясо в объеме 6,8 тыс. тонн вместо запланированных 10 тыс. тонн. Причиной этому стала массовая гибель скота в прошлом году в некоторых регионах республики.
По индикатору "Налогообложение" позиция составила 60 место (при плане 17 позиция), поскольку изменилась методика определения рейтинга (в связи с добавлением нового показателя "Индекс пострегистрации", на который пришелся основной удельный вес в определении рейтинга).
* * *
Уважаемые депутаты!
Это основные характеристики исполнения республиканского бюджета 2016 года.
В прошлом году при рассмотрении отчета 2015 года депутаты поднимали системные вопросы по повышению эффективности налогового администрирования и эффективности бюджетных расходов.
Решение этих вопросов требует корректировки налогового и бюджетного законодательства. Осенью текущего года на Ваше рассмотрение будут представлены проекты нового Налогового кодекса и закон о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.

Уважаемые депутаты!
Все пожелания и предложения, высказанные Вами и членами Счетного комитета при рассмотрении данного отчета, будут тщательно рассмотрены.
На заседаниях головного комитета и профильных комитетов администраторы бюджетных программ представят вам полный отчет об освоении бюджетных средств и исполнении стратегических планов.
Мы надеемся, что итоги обсуждения отчета помогут в дальнейшем совершенствовать бюджетные и налоговые процедуры.
Спасибо за внимание!

---

Выступление Председателя Счетного комитета Нурмухамбета Абдибекова в Сенате Парламента РК на презентации отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год
esep.kz, 25 мая

Құрметті депутаттар, отырысқа қатысушылар!
Есеп комитеті үшін өткен 2016 жыл ерекше жыл болды. Өйткені, мемлекеттік аудитке көшумен қатар, тексеру кезінде бұзушылықтарды анықтап қана қоймай, олардың туындау себептерін зерделеу мен оларды алдағы уақытта болдырмау үшін ұсыныстар әзірлеуге басымдықтар берілді.
2016 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуы туралы Үкіметтің есебіне Есеп комитетінің қорытындысы жаңа форматта дайындалды.
Бюджеттің атқарылуының макроэкономикалық және республиканың әлеуметтік-экономикалық жағдайларына талдау жасалған.
Бірінші рет бюджеттік бағдарламалардың нәтижелеріне қол жеткізілуін бағалау барлық орталық мемлекеттік органдар бойынша ұсынылып отыр.
Жекелеген бағдарламалық құжаттардың орындалуы,іске асыру тиімділігін арттыру үшін резервтерді ескере отырып, біздің пікіріміз көрсетілді.
Квазимемлекеттік сектор субъектілерінің активтерді басқаруын бағалауға мән берілді. Әкімшілік-аумақтық бірліктің экономикалық процестеріне олардың әсері арқылы өңірлерді дамытуға назар аударылды.

Уважаемые сенаторы!
Несмотря на внешние факторы, макроэкономическая ситуация в стране в отчетном периоде характеризовалась сохранением положительных темпов роста экономики, за исключением отдельных секторов, непосредственно зависимых от внешней конъюнктуры.
Вместе с тем, неблагоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, сокращение объемов производства в нефтяном секторе привели к сокращению поступлений в Национальный фонд.
Значительно сократилась доля сырьевого сектора в поступлениях консолидированного бюджета.
Вместе с тем, изменения структуры экспорта в сторону ее несырьевой части не произошло, что создает риски недостижения поставленных целей и задач по диверсификации экономики.
Снижение объема "длинных денег", направляемых банками второго уровня в реальный сектор, препятствует неинфляционному развитию экономики и приводит к замещению ее финансирования бюджетными ресурсами и средствами Национального фонда, объем которых по-прежнему значителен.
Несмотря на снижение доли трансфертов из Национального фонда в структуре доходов по сравнению с 2015 годом, их объем вырос на 16,3%.
Таким образом, сохранение зависимости доходов республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда увеличивает риски безопасного осуществления сберегательной и стабилизационной функций Национального фонда.
По оценке Счетного комитета, уточненные параметры республиканского бюджета фактически исполнены.
Однако, по-прежнему остается открытым вопрос отсутствия системного подхода к корректировке принятых Правительством решений по исполнению бюджета. Соответствующее постановление Правительства подвергалось изменениям в течение года 31 раз.
Перевыполнение по налоговым поступлениям обеспечено преимущественно за счет улучшения макроэкономических условий, а также авансирования в счет платежей будущих периодов.
Динамика недоимки за 2015-2016 годы показывает единовременное ее снижение, имевшееся лишь на 1 января 2016 года, с последующим ростом до конца года, что свидетельствует о краткосрочном эффекте примененных мер администрирования по снижению задолженности.
Увеличение объема уплаченных административных штрафов, пени, взысканий на треть на фоне двукратного роста недоимки по налогам свидетельствует об общем снижении уровня финансовой дисциплины.
Анализ показал, что налоговое и таможенное законодательство достаточно громоздкое и многоуровневое, отдельные нормы увеличивают риски роста доли ненаблюдаемой экономики. Методические руководства содержат нормы, позволяющие по своему усмотрению применять отдельные меры администрирования.
Установлена неравномерность нагрузки на работников департаментов государственных доходов в разрезе регионов, что приводит к снижению качества и эффективности проведения налоговых проверок, несвоевременности их завершения и принятия мер налогового контроля.
Затягивание сроков проведения налоговых проверок влечет истечение исковой давности для доначисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, что приводит к их неэффективности.
Остается актуальным вопрос применения существующих налоговых льгот и преференций, поскольку оценка их эффективности не проводилась, инвентаризация не завершена, вопросы их администрирования не отработаны.
Отмечено несвоевременное прогнозирование рисков в таможенном администрировании.
Результаты 16,8 тыс. таможенных досмотров, проведенных в 2016 году с применением системы управления рисками, показали их недостаточную эффективность, поскольку затраты на их проведение на 5% превышают размер полученного экономического эффекта.
Имеются риски скрытого реэкспорта нефти и нефтепродуктов в третьи страныс целью ухода от обложения вывозными таможенными пошлинами в Республике Казахстан, что связано с отсутствием ограничений беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов наряду с отменой таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке.
Недостаточное развитиевнутреннего рынка долговых инструментов способствовало росту внешнего заимствования, в том числе на финансирование дефицита республиканского бюджета.
По оценке Счетного комитета, принятые решения по заимствованию на внешнем рынке каждого шестого тенге в 2016 году были преждевременными, поскольку остатки бюджетных средств на конец отчетного периода составили 158,4 млрд. тенге.
Между тем, по сравнению с 2015 годом, когда излишне привлекался каждый четвертый тенге, ситуация несколько улучшилась.
Внешнее заимствование через выпуск еврооблигаций не обеспечивает развитие внутреннего рынка долговых инструментов при наличии его значительного потенциала.
Несмотря на принимаемые Правительством меры по усилению ответственности администраторов бюджетных программ и расширению полномочий по перераспределению и корректировке бюджетных средств, выделенных государственным органам, значительные их объемы остаются неосвоенными, их эффективное использование не обеспечивается.
По нашей оценке, в 2016 году неэффективно использовано 267,9 млрд. тенге.
Сложилась устойчивая практика недостижения отдельных показателей прямых и конечных результатов при полном освоении бюджетных средств.
Большинство администраторов оценивают достижение прямых и конечных результатов по распределяемым бюджетным программам, ограничившись перечислением средств местным исполнительным органам согласно плану по платежам. При этом мониторинг достижения конечных результатов уже не производится.
Стратегические планы охватывают порядка 60% бюджетных программ, по которым осуществляется оценка достижения целевых индикаторов. По остальным бюджетным программам, не вошедшим в стратегический план,оценка и мониторинг достижения результатов осуществляются, по нашей оценке, в большей степени формально.
По оценке Счетного комитета, снижение финансовой дисциплины в отдельных случаях напрямую связано с чрезмерной зарегламентированностью процессов, их сложностью, многоэтапностью, затратностью. Не способствуют улучшению ситуации частые корректировки в подзаконные акты, существенно изменяющие требования к исполнению бюджета.
Отмечены некачественная разработка отдельных правительственных программ и стратегических планов государственных органов, несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системы государственного планирования вышестоящего уровня.
Практика инициирования государственными органами постановки на утрату программных документов до окончания срока их завершения, в том числе при возникновении угрозы срыва их исполнения, либо кардинальное изменение условий реализации не позволяют, к сожалению, проводить их объективную оценку.
Как следствие, отсутствует работа над ошибками, не находят дальнейшего развития показавшие свою эффективность механизмы реализации стратегических задач.
Как было отмечено, Счетным комитетом изменены подходы к анализу использования средств республиканского бюджета, выделенных регионам.
В отчетном периоде проведен аудит в 5 регионах.
Анализ показателей социально-экономического развития за 2016 год свидетельствует, что по-прежнему имеет место межрегиональное различие в темпах их экономического роста, основных показателях по доходам населения, бюджетной обеспеченности, налоговым поступлениям, по уровню безработицы.
Несмотря на рост объемов трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета, в регионах увеличился разрыв в бюджетной обеспеченности и среднемесячных доходах на душу населения.
Нормативы бюджетной обеспеченности в расчете на одного получателя государственных услуг в разрезе регионов до настоящего времени не утверждены.
Объем выделенных целевых трансфертов регионам-донорам превышает объемы их бюджетных изъятий.
Значительное увеличение бюджетных изъятий сокращает ресурсы динамично развивающихся административно-территориальных единиц и снижает стимулы для развития собственной налоговой базы регионов, получающих гарантированные объемы трансфертов.
Недостаточная прозрачность и полнота информации о выделенных и освоенных средствах на местном уровне в условиях отсутствия соглашений о результатах по целевым текущим трансфертам привели к ослаблению контроля со стороны центральных государственных органов за достижением показателей результатов в областях.
Указанная схема без учета целевого характера выделяемых средств регионам фактически приравняла целевые текущие трансферты к субвенциям.
Отмечается недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора.
Перечень объектов, подлежащих приватизации, определяется уполномоченным органом по государственному планированию без соответствующей методики и оценки эффективности их деятельности.
Количество прибыльных субъектов квазигосударственного сектораза последние три года снижается.
Их недостаточно эффективная работа не позволяет обеспечить должный уровень поступлений дивидендов в бюджет.
Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектам квазигосударственного сектора, своевременно не осваиваются и хранятся на контрольных счетах наличности.
При этом сохраняется практика выделения субъектам квазигосударственного сектора средств из республиканского бюджета и Национального фонда.
Указанное порождает иждивенческие настроения, не способствует прозрачности расходования средств, а также затрудняет возврат сэкономленных средств в бюджет после реализации инвестиционных проектов.
В итоге должный уровень экономической и социальной отдачи вложенных в их уставный капитал бюджетных средств не обеспечивается.
Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления государственным имуществом со стороны уполномоченных органов.
Под мониторинг подпадают предприятия, не достигшие показателей конечных результатов и допустившие убытки.
Таким образом, результаты мониторинга не выявляют риски, а лишь подтверждают свершившиеся факты убыточности и недостижения ключевых показателей деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Не формируются консолидированные сведения о финансовых результатах деятельности всего квазигосударственного сектора в разрезе отраслей экономикии консолидированный бюджет. Выявляемые несоответствия в финансовой отчетности отдельных администраторов республиканских бюджетных программ и субъектов квазигосударственного сектора создают серьезные препятствия для предстоящего формирования Правительством страны с 2018 года консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета.

Құрметті депутаттар!
Үкімет есебіне қорытынды құпия бөлікті де қамтиды. Ол бес мемлекеттік органдағы және Ұлттық қауіпсіздік комитетіндегі аудиторлық іс-шараның бағалау нәтижелерін қамтиды. Сонымен қатар "қызмет бабында пайдалану үшін" бөлімінде екі мемлекеттік орган қызметін бағалау қорытындысы мен Сыртқы істер министрлігінде жүргізілген аудиттің нәтижелері көрсетілген.
Бұдан басқа, Есеп комитетінің Қорытындысында бюджеттік бағдарламалар көрсеткіштеріне қол жеткізу нәтижелері туралы ақпараттан тұратын қосымша материалдар берілген. Есеп комитетінің, Қаржы министрлігі Ішкі мемлекеттік аудит комитеті және облыстардың, Астана, Алматы қалаларының тексеру комиссиялары қызметінің қысқаша қорытындылары қоса ұсынылған.
2016 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуы туралы Есеп комитетінің есебінің негізгі тұжырымдары осындай.
Назарларыңызға рақмет!

Просмотров: 731


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×