Правила пользования

«Когда предпринимательская деятельность оказывается в зоне повышенного риска и имеет признаки неблагонадежности»

Дата: 07.07.11 в 15:34
Шрифт

В целях исключения моментов, создающих условия для высоких рисков и являющихся причиной для отнесения предприятий к числу неблагонадежных, представляется вниманию налогоплательщиков порядок определения критериев оценки рисков и признаков неблагонадежности. Также доводится до сведения налогоплательщиков о необходимости обращения внимания на качество и достоверность предоставляемой отчетности в органы налоговой службы, контроля над налоговой нагрузкой и оплатой труда.

   I. Проверки проводятся на законодательном уровне
   Проверка субъекта частного предпринимательства - одна из форм государственного контроля, который проводится государственными органами, уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций.
   В связи с изменениями вносимыми в Закон о частном предпринимательстве с 3 августа 2009 года проверки контрольно- надзорных органов будут проводиться не на основе приказов отдельных госорганов, а на законодательном уровне, т. е. все проверки осуществляются в соответствии с Законом РК «О частном предпринимательстве».
   Проверки субъектов частного предпринимательства делятся на следующие виды:

    1) плановая;
    2) внеплановая.

   Основанием для назначения плановой налоговой проверки субъектов частного предпринимательства является план, утвержденный уполномоченным органом (Налоговым комитетом Министерства финансов РК).
   В целях реализации статьи 2 Закона о ЧП разработаны и утверждены НК МФ РК критерии оценки степени риска, формы обязательной статистической отчетности и проверочных листов.
Для определения критерий оценки рисков разработана система управления рисками (СУР).

   II. Система управления рисками
   Цели применения органами налоговой службы системы управления рисками:

    1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска с обеспечением более эффективного использования имеющихся в распоряжении информационных ресурсов;
    2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.

   Система управления рисками (СУР) используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для:

    - проведения налоговых проверок;
    - определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

   Критерии оценки степени риска утверждены Совместным Приказом Министра финансов РК от 02.02.2010г. №34 и Министра экономики и бюджетного планирования РК от 04.02.2010г. №26.
   При этом, Критерии, разработаны для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок.
   Они не распространяются на следующих налогоплательщиков:

    1) некоммерческие организации, представляющие только форму 130.00 декларации по корпоративному подоходному налогу (далее - КПН) (без формы 100.00);
    2) организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере и представляющие декларации по КПН формы 140.00 и 150.00;
    3) индивидуальные предприниматели;
    4) юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.


   Разработанная органами налоговой службы система управления рисками (СУР), позволяет на уровне камерального контроля определять предприятия попадающих в категорию риска и подлежащие к проведению документальных проверок в первую очередь.
   Так, согласно СУР подлежат проверке предприятия, попадающие под следующие критерии:
   1. Коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки (КНН).

    менее чем на 25 % - 10 баллов
    от 25 % до 50 % - 20 баллов
    от 50 % до 75 % - 30 баллов
    более чем на 75 % - 60 баллов.

   Расчет коэффициента налоговой нагрузки определяется как отношение начисленных сумм налоговых поступлений, без таможенных платежей к совокупному годовому доходу (СГД) до корректировки.

    КНН = _N_, где
    V
    N – начисленная сумма налогов и обязательных платежей в бюджет (по данным лицевых счетов, с учетом сумм, доначисленных в бюджет по результатам актов налоговых проверок и не обжалованных) без учета таможенных налогов и платежей;
    V – совокупный годовой доход до корректировки, определяемый по декларации КПН.

   При этом, по налогоплательщикам, по которым проведен возврат НДС, из налоговых поступлений находящихся в компетенции НК МФ РК исключаются начисленные суммы НДС (по КБК 105101).
Среднеотраслевые значения налоговой нагрузки на 2010г. определены НК МФ РК централизовано, по итогам 2008 года программой ИК МПС.
   2. Осуществление сомнительных сделок (с лжепредприятиями и бездействующими налогоплательщиками);

    Если сумма сделок до 500 тыс. тенге, то – 5 баллов.
    Если сумма сделок от 500 тыс. тенге до 10 млн. тенге, то – 20 баллов.
    Если сумма сделок свыше 10 млн. тенге, то – 60 баллов.
    Данный показатель разработан на основе Пирамиды взаиморасчетов.

   3. Представление налоговой отчетности по КПН или НДС с нулевыми показателями и при этом выписка счетов-фактур.
   Расхождение между оборотами формы налоговой отчетности и выпиской счетов – фактур: до 500 тыс.тенге, то – 5 баллов.

    от 500 тыс.тенге до 10 млн.тенге, то – 10 баллов.
    свыше 10 млн.тенге, то – 50 баллов.

  Показатели данных критерии разработаны на основе Пирамиды взаиморасчетов по плательщикам НДС. По неплательщикам НДС согласно данных камерального контроля сведений отраженных в реестрах счетов-фактур и приложения по КПН.
   4. Соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу:

    менее 0,1 %, то – 50 баллов;
    от 0,1 % до 0,5 %, то – 30 баллов;
    более 0,5% до 1 %, то – 10 баллов;

   Показатели данных критерии разработаны на основе данных камерального контроля декларации по КПН формы 100.00 и декларации по ИПН и социальному налогу формы 200.00.
   5. Соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу:

    менее 0,1 %, то – 50 баллов;
    от 0,1 % до 0,5 %, то – 30 баллов;
    более 0,5% до 1 %, то – 10 баллов.

   Показатели данных критерии разработаны на основе сведений Баланса приложенных к Декларации по КПН.
    6. Если руководитель или (и) учредитель является руководителем или (и) учредителем бездействующих налогоплательщиков, лжепредпритий и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность:

    если руководитель или (и) учредитель является руководителем или (и) учредителем бездействующих налогоплательщиков, то – 10 баллов;
    если руководитель или (и) учредитель является руководителем или (и) учредителем предприятий, регистрация которых признаны недействительными, то – 20 баллов;
    если руководитель или (и) учредитель является руководителем или (и) учредителем лжепредприятий, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, то – 30 баллов.

   Учредитель или руководитель является учредителем или руководителем лжепредприятия или бездействующего налогоплательщика определяется по источнику информации - это ИС ИНИС РК и www.salyk.kz
   7. Снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах 2 и (или) более раз в году (снятие с учета в одной области и постановка на учет в другой) – 30 баллов.
Показатели данных критерии разработаны на основе данных программы УВК и выявленных сведений по перерегистрации плательщиков НДС.

   III. Порядок отнесения налогоплательщиков к степени риска
   По каждому критерию риска, как указаны выше, присваиваются соответствующие баллы, имеющие предельный размер и устанавливаемые уполномоченным органом, осуществляющим налоговый контроль.
Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям.
Результаты суммарного итога по всем критериям риска используются для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.
   Дифференциация налогоплательщиков по степени рисков осуществляется следующим образом:

    высокая степень риска – от 100 баллов (включительно) и выше;
    средняя степень риска – от 50 (включительно) до 100 баллов;
    незначительная степень риска – до 50 баллов.

   Общее количество налогоплательщиков, включаемых в план налоговых проверок, распределяется следующим образом:

    1) 80 процентов от общего количества налогоплательщиков, включаемых в план налоговых проверок, должны относиться к налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска;
    2) 15 процентов – к налогоплательщикам, отнесенным к средней степени риска;
    3) 5 процентов - к налогоплательщикам, отнесенным к незначительной степени риска.

   Общий порядок формирования НК МФ РК перечня налогоплательщиков для проведения плановых проверок состоит в следующем:

    1. формируется перечень всех юридических лиц (в том числе нерезиденты), действующие в общеустановленном режиме (представляющие формы 100.00., 110.00, 160.00)
    2. отбираются те налогоплательщики, у кого доход от реализации товаров (работ, работ) составляет 1,0 млн.тенге и более.
    3. формируется список налогоплательщиков набравших наибольшую сумму присвоенных баллов по всем критериям риска (по убыванию)
    4. результаты сформированного списка по суммарным итогам по всем критериям риска использует для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков в разрезе регионов.
    5. из сформированного списка налогоплательщиков исключается из степени рисков налогоплательщиков, имеющих статус бездействующих, признанных банкротом, а также налогоплательщики, в отношении которых согласно периодичности степени рисков ( высокая – последний срок, средняя- последние 3 года, незначительная – последние 5 лет) проведены последняя комплексная или тематическая по КПН налоговые проверки.
    6. Далее сформированные НК МФ РК данные, рассчитанные для подготовки перечня налогоплательщиков, за исключением предприятий состоящих на мониторинге, по системе управления рисками с указанием среднеотраслевого коэффициента налоговой нагрузки отправляются в территориальные налоговые органы, для уточнения показателей.

   Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, включаются в план налоговых проверок, независимо от применения критериев оценки степени рисков.
   Отбор крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, для проведения налоговых проверок осуществляется в разрезе регионов исходя из штатной численности структурных подразделений налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки, и количества работников, имеющих соответствующий опыт проведения таких проверок, по следующим критериям:

    1) налоговый период, не охваченный проверкой, составляет 4 и более лет;
    2) в случае, если в отдельном регионе в результате отбора подлежит проверке значительное количество крупных налогоплательщиков, приоритет для проведения проверки необходимо отдавать крупным налогоплательщикам, имеющим наибольший размер совокупного годового дохода.


   IY. Вопросы неблагонадежности налогоплательщика
   В целях пресечения преступлений в сфере экономической деятельности органами финансовой полиции, КНБ, органов прокуратуры, а так же налоговыми органами разработан план совместных мероприятий по выявлению и пресечению схем уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
   Приказом НК МФ РК был утвержден перечень признаков неблагонадежности налогоплательщика, согласно которого проводится работа по выявлению предприятий, деятельность которых носит сомнительный характер.
   При этом предусмотрены:
   1. Признаки неблагонадежности по регистрационным данным, в том числе:

    - в части адреса регистрации налогоплательщика (не существует, регистрация 2-х и более юридических лиц по одному адресу, кроме офисных помещений, по данному адресу ранее было зарегистрировано лжепредприятие);
    - учредителя (является учредителем более 10 юридических лиц; являлся учредителем лжепредприятия, является учредителем бездействующего налогоплательщика; добровольный отказ от учредительства учредителем; преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный и отбывающий наказание, находится на длительном лечении, БОМЖ, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен);
    - руководителя (являлся руководителем более 10 юридических лиц; являлся руководителем лжепредприятия, является руководителем бездействующего налогоплательщика; добровольный отказ от осуществления руководства руководителем; преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный и отбывающий наказание, находится на длительном лечении, БОМЖ, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен);
    - численности персонала (не превышает 2 человек);
    - уставного капитала (в неденежной форме; отсуствует);
    - регистрационной истории ("миграция" из одного налогового органа в другой более 1 раза в предыдущие 12 месяцев; изменение состава учредителей и руководителей более 1 раза в предыдущие 12 месяцев; слияние с не осуществлявшим деятельность вновь созданным налогоплательщиком).


   2. Признаки неблагонадежности, выявляемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщика, в т. ч. в части:

    - занятие деятельностью, в наиболее часто встречаются факты уклонения от уплаты налогов (экспорт лома металлов, зерна, переработка нефтепродуктов, государственные закупки и др.);
    - отсутствие лицензии;
    - отсутствия основных средств и активов при наличии оборотов по реализации свыше 10 млн.тенге;
    - при отсутствия банковских счетов в налоговых органах не зарегистрирован ККМ с ФП, имеющих обороты свыше 10 млн.тенге;
    - при наличии внешнеэкономических операций сдает налоговую отчетность с нулевыми показателями;
    - контрагентами являются налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы;
    - сдача дополнительной налоговой отчетности, приводящей к уменьшению начисленных налогов, доначисленных по результатам налоговых проверок по результатам выставленных уведомлений, а также самостоятельно, представленных налогоплательщиками;
    - представление интересов налогоплательщика в налоговых органах только через представителей.

   3. Признаки неблагонадежности, выявляемые в ходе налогового контроля, в т. числе:

    - занижение доходов и завышение вычетов (прекращение встречных проверок по факту отсутствия по адресу, указанному в регистрационных данных; приобретение активов (зданий, земельных участков, транспорта) на праве собственности при представлении в налоговый орган нулевой налоговой отчетности, погашение кредитов свыше 10 млн.тенге; общая сумма доходов по филиалам превышает сумму доходов, отраженных в налоговой отчетности головного предприятия; одновременное слияние нескольких налогоплательщиков в другого налогоплательщика, который вновь создан или работает в течение краткосрочного периода (от 1 до 4 месяцев), при этом не ведет деятельность и представляет нулевые ФНО);
    - сделки (заключение сделок сомнительного характера; заключение сделок без экономической выгоды; заключение сделок с третьими лицами при замене счетов-фактур, выписанным лжепредприятием; неоднократная переуступка прав одних и тех же требований);
    - взаимоотношения с персоналом (заключение договора о предоставлении услуг вместо трудового соглашения; заработная плата сотрудников меньше или равна минимальной заработной плате, либо ниже среднеотраслевого показателя; найм персонала путем получения его от другого юридического лица в виде услуги по предоставлению персонала);
    - операции с имуществом (отчуждение акций на безвозмездной основе либо продажа по цене ниже номинальной цены; отчуждение имущества безвозмездно);
    - распределение доходов после уплаты налогов (вывоз денежных средств за пределы РК; предоставление безвозмездной финансовой помощи другим юридическим лицам; закуп маркетинговых, консультационных, инжиниринговых, посреднических услуг, оплата за использование товарного знака, бренда, ноухау, компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах).
    (Приложение: таблицы на 6 листах).


   Y. Последствия неуплаты налогов (в части уголовной)
   В ряде случаев имеются прецеденты когда предприятие сознательно идет на отражение не достоверных данных в предоставляемой налоговой отчетности. В результате чего в бюджет недопоступают суммы налогов и других обязательных платежей, что влечет за собой как административную, так и уголовную ответственность.
   Так согласно ст. 221 Уголовного Кодекса РК неуплата гражданином (физическим лицом) налогов или иных обязательных платежей в государственный бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога или обязательных платежей превышает 500 месячных расчетных показателей (МРП).
   При этом согласно части первой уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо об имуществе, подлежащем налогообложению, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в бюджет в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до десяти месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, или без такового.
   Части второй то же деяние, совершенное неоднократно, - наказывается штрафом в размере от пятисот до трех тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев или без такового.

   Согласно 222 Уголовного Кодекса РК «Неуплата организацией (юридическими лицами) налога и (или) других обязательных платежей в бюджет признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает 2000МРП, и в особо крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) других обязательных платежей превышает 5000МРП.
   При этом, по части первой уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от тысячи до трех тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей.
   По части второй то же деяние, совершенное неоднократно, - наказывается штрафом в размере от трех до пяти тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества или без таковой либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере от тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей с конфискацией имущества.
   На основании вышеизложенного, следует обратить внимание налогоплательщикам на качество и достоверность предоставляемой отчетности в органы налоговой службы во избежание возникновения моментов создающих условия повышенного риска и моментов являющихся причиной для отнесения предприятий к числу неблагонадежных.

Сауле МУСЛИМОВА,
начальник управления НД по СКО

Источник: http://news.ivest.kz
Просмотров: 1575
Вepнуться к списку новостей
Комментариев: 0
Написать комментарий:
Online транслитератор - перевод текста из латиницы в кириллицу.
Напечатать что-либо русскими буквами не проблема!
Отправить комментарий        Предварительный просмотр       
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с правилами комментирования
Праздникиbur_grey_up
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2017 «Информ Вест»
Рейтинг@Mail.ru