В соответствии Налогового Кодекса РК «лжепредприятие - субъект частного предпринимательства, создание которого и (или) руководство которым признано вступившим в законную силу приговором либо постановлением суда лжепредпринимательством согласно законодательству Республики Казахстан». Приговор суда, вступивший в законную силу в отношении поставщика, виновного в лжепредпринимательстве, подтверждает создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью уклонения от уплаты налогов, извлечения имущественной выгоды, причинившее ущерб государству. О негативных налоговых последствиях для юридических лиц (контрагентов), состоявших в гражданско-правовых отношениях с так называемыми лжепредприятиями, написано немало статей. Большинство контрагентов считают незаконной политику государства по взысканию налогов и штрафов со всех, кто приобретал товары, работы или услуги у компаний, руководитель или учредитель которых был впоследствии привлечен к уголовной ответственности за лжепредпринимательство, предусмотренной статьей 192 Уголовного кодекса РК. Однако, действия налоговых органов по взысканию сумм налогов с контрагентов лжепредпритиятий регламентированы Налоговым кодексом Республики Казахстан. При этом в целях защиты интересов государства в случаях лжепредпринимательства с 1 января 2007 года действуют нормы налогового законодательства, согласно которым по полученным товарам и услугам подлежит исключению из зачета ранее отнесенные в зачет суммы НДС (п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РК) и суммы КПН (п. 2 ст. 115 Налогового Кодекса РК) по операциям с налогоплательщиками, признанными решением суда лжепредприятиями. Налоговым департаментом по Северо-Казахстанской области проводится постоянная работа по выявлению фактов лжепредпринимательской деятельности. При этом налоговые органы самостоятельно без приговора или решения суда не имеют права признавать лжепредпринимателей. На основании чего, в результате камерального контроля 2005-2006 годы в отношении подвергающихся сомнению деятельности предприятий, собраны материалы, которые были направлены для расследования и возбуждения уголовных дел в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по СКО. До 2008 года производились расследования деятельности этих фирм. Поэтому налоговые уведомления направляются после приговора суда через 3-4 года. Контрагенты лжепредприятий утверждают, что по сделкам, заключенным с лжепредприятиями, применяется двойное налогообложение, на них начисляют налоги и пени, которые уже были взысканы приговором суда с виновного в лжепредпринимательстве лица. Следует отметить, взыскание приговором ущерба с виновного лица не освобождает контрагента от выполнения своих обязанностей, прямо предусмотренных налоговым законодательством. В связи с чем, контрагенты, которые в ходе рассмотрения дел были приглашены для дачи объяснения по каждой сделке с налогоплательщиками, по которым возбуждены уголовные дела по лжепредпринимательству, вправе до вынесения решения суда представить дополнительную отчетность для сокращения сумм пени. Согласно статьи 10 Гражданского кодекса убытки (доначисленные налоги и штрафные санкции) возникающие у хозяйствующих субъектов в результате их взаимоотношений с субъектом, чья деятельность признана судом лжепредпринимательской, являются следствием риска предпринимательской деятельности и не возмещаются за счет средств государства, следовательно, суммы НДС по счет-фактурам лжепредприятий подлежат исключению из зачета по НДС. Предприниматели контрагенты, пострадав от деятельности лжепредпринимательства, в свою очередь имеют право в соответствии с гражданским законодательством обратиться с иском к данному лицу о взыскании причиненного им ущерба в виде уплаченных ими налогов и пени. В ближайшее время будет принят закон, которым будут сняты проблемные вопросы, которые были и сейчас есть в связи с взаимодействием организаций с предприятиями, признаваемыми в дальнейшем лжепредприятиями. Раньше лжепредприятиями признавались организации, имеющие отдельные мнимые сделки. Однако при этом они осуществляли и реальную деятельность, вполне добросовестную: какая-то часть сделок проходила легально, а какая-то часть бизнеса была нелегальной и незаконной. Проблемы были также у тех, кто имел дело с такими предприятиями. Согласно предстоящих изменений теперь суды должны рассматривать каждую сделку в индивидуальном порядке. Если все сделки оказываются мнимыми, то есть, если предприятие создавалось только с одной-единственной целью – осуществлять какие-то отмывочные операции, то оно признается лжепредприятием.
Если же отдельно взятые сделки признаются мнимыми, то будут признаваться лжесделками, при этом для тех контрагентов, которые взаимодействуют с такими предприятиями по вполне легальным сделкам, никаких последствий не должно возникать. При этом, изменения и дополнения коснутся Уголовного и Гражданского кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, а также Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
Начальник управления НД по СКО,С. Муслимова |