Правила пользования

«О государственном контроле за частным предпринимательством»

Дата: 07.07.11 в 14:43
Шрифт

Раъяснение подготовлено начальником  НД по СКО С. Муслимовой

Что нового в Законе о частном предпринимательстве?

Для упорядочения и систематизации контроля за частным предпринимательством внесены изменения в Закон о частном предпринимательстве и в другие 72 законодательных акта касательно проверок всех контролирующих органов, в том числе в Налоговый Кодекс РК.

Проверка субъекта частного предпринимательства - одна из форм государственного контроля, который проводится уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственными органами.

Отныне, проверки контрольно- надзорных органов будут проводиться не на основе приказов отдельных госорганов, а на законодательном уровне, т. е. все проверки осуществляются в соответствии с Законом РК «О частном предпринимательстве» ( далее Закон о ЧП) .

В этом главном документе по вопросам проверок предусмотрены:

    формы и виды проверок;
    перечень отношений, на которые не распространяются действия государственного контроля, предусмотренные Законом РК «О частном предпринимательстве»;
    основные принципы и задачи государственного контроля за частным предпринимательством;
    виды проверок и основания их назначения;
    общий порядок организации и проведения проверок субъектов частного предпринимательства;
    права, обязанности и ответственность должностных лиц государственных органов и субъектов частного предпринимательства при осуществлении государственного контроля.

Внесены ли изменения по определению соразмерности субъектов частного предпринимательства?

Изменения по критериям оценки относительно соразмерности малого, среднего и крупного предпринимательства не произошли. Напомним, какие критерии действовали ранее.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 тыс. кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек или среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более двухсот пятидесяти человек или общей стоимостью активов за год свыше 325тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Что представляет собой налоговый контроль за частным предпринимательством?

Согласно ст. 556 Налогового Кодекса РКналоговый контроль - государственный контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы.

Налоговый контроль осуществляется в:

    форме налоговой проверки;
    иных формах государственного контроля.

Какие виды проверок относятся к налоговым проверкам?

Особенности порядка и сроки проведения, продления и приостановления проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан.

В соответствии ст. 627 Налогового Кодекса РК налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы и подразделяются на документальные проверки и хронометражное обследование.

Документальные в свою очередь подразделяются на проверки:

    комплексные;
    тематические;
    встречные.

Что представляют собой иные формы государственного контроля?

Согласно ст.33 Закона о ЧП иные формы контроля, носят предупредительно-профилактический характер, порядок организации и проведения определяется законами Республики Казахстан.

Иные формы государственного контроля проводятся уполномоченными на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственными органами в соответствии с принципом необходимости и достаточности с учетом утвержденных критериев системы оценки рисков без посещения объектов (субъектов) контроля.

При проведении иных форм государственного контроля не требуются предварительное уведомление субъекта частного предпринимательства и регистрация в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции деятельность в области правовой статистики и специальных учетов (далее - орган по правовой статистике).

По итогам иных форм государственного контроля в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением субъекту частного предпринимательства порядка его устранения.

Согласно п.4 ст. 556 Налогового Кодекса РК в рамках иной формы государственного контроля налоговыми органами в соответствии Налогового Кодекса РК осуществляется:

регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;

    прием налоговых форм;
    камеральный контроль;
    мониторинг крупных налогоплательщиков;
    налоговое обследование.

Что является основанием для назначения плановых проверок и какова периодичность налоговых проверок ?

Предметом проверки является соблюдение субъектами частного предпринимательства требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.

Статьей 2 Закона о ЧП установлено, что в течение 6 месяцев с момента введения в действие данного Закона государственные органы обязаны разработать и утвердить критерии оценки степени риска, формы обязательной статистической отчетности и проверочных листов.

Государственным органам, не исполнившим в установленный срок данные требования, поведение проверок субъектов частного предпринимательства запрещается.

Проверки субъектов частного предпринимательства делятся на следующие виды:

    плановая;
    внеплановая.

В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, уполномоченные государственные органы направляют ежегодные планы проведения проверок в орган по правовой статистике для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года.

Таким образом, до начала календарного года, субъектам предпринимательства будет известно, кто будет подвергаться проверке в наступающем году. Внесение изменении в ежегодные планы проведения проверок не допускаются. Основанием для назначения плановой налоговой проверки субъектов частного предпринимательства является план, утвержденный уполномоченным органом (Налоговым комитетом Министерства финансов РК) на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

Согласно п. 1 ст. 38 Закона о ЧП риск – это вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта частного предпринимательства жизни или здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий.

Система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных и надзорных функций государственным органом, с целью планирования проверок.

В зависимости от степени риска государственные органы относят субъектов частного предпринимательства к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:

    одного раза в год - при высокой степени риска;
    одного раза в три года - при средней степени риска;
    одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.

Распределение субъектов контроля по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений законов Республики Казахстан, а также результатов внеплановых проверок.

Критерии оценки степени риска утверждаются совместным приказом уполномоченных на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных сайтах государственных органов.

Уполномоченные на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственные органы обязаны сформировать для однородных групп субъектов частного предпринимательства в пределах своей компетенции проверочные листы.

Проверочный лист включает в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности субъектов частного предпринимательства, предусмотренных законами Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.

Требования к субъектам частного предпринимательства, содержащиеся в проверочных листах, формируются в соответствии с принципами минимальной достаточности.

Требования, не предусмотренные в законах Республики Казахстан и постановлениях Правительства Республики Казахстан либо не влияющие на снижение степени риска от деятельности субъекта частного предпринимательства, не подлежат включению в проверочные листы и в ходе проверки к субъектам частного предпринимательства не предъявляются.

Формы проверочных листов утверждаются совместным приказом уполномоченных на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных сайтах государственных органов.

В каких случаях проводятся внеплановые тематические проверки?

В соответствии п. 3 ст. 37-1 Закона О ЧП плановые и внеплановые проверки подразделяются на:

    комплексные проверки;
    тематические проверки.

Тематическая проверка – это проверка деятельности субъекта частного предпринимательства по отдельным вопросам соблюдения требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.

Основаниями внеплановой налоговой проверки субъектов частного предпринимательства являются:

    заявления самого налогоплательщика (налогового агента);
    основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

случаи представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за ранее проверенный налоговый период с целью проверки достоверности отраженных сведений в такой дополнительной налоговой отчетности;

случаи получения ответа, не поступившего в ходе предыдущей налоговой проверки, по ранее направленным запросам органов налоговой службы;

случаи неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в порядке, установленном статьей 608 настоящего Кодекса;

в связи с реорганизацией путем разделения или ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента;

в связи с прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности в Республике Казахстан, осуществляемой через постоянное учреждение;

в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката;

в связи со снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании налогового заявления налогоплательщика;

в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;

вопросы государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;

вопросы определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

основания требования налогоплательщика в декларации по налогу на добавленную стоимость по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;

подача налогового заявления нерезидента на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения;

вопросы исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, а также иными законами Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на органы налоговой службы;

вопросы определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;

вопросы определения налогового обязательства по сделке (сделкам), совершение которой (которых) признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;

в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, - по вопросам, отраженным в такой жалобе;

в связи с обращением нерезидента о повторном рассмотрении налогового заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения;

вопросы устранения нарушений, по которым лицензиаром было приостановлено действие лицензии;

соблюдения порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства;

деятельность уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан;

постановка на регистрационный учет в налоговых органах;

наличие контрольно-кассовых машин;

наличие лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 настоящего Кодекса;

соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин;

соблюдение правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;

исполнение распоряжения, вынесенного налоговым органом, о приостановлении расходных операций по кассе.

решение государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет (НК МФ РК).

Внеплановые проверки, могут осуществляться за ранее проверенный период.

Тематическая проверка может проводиться одновременно по нескольким вопросам из вышеуказанных.

Тематическая проверка не может предусматривать проведение проверки исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно п. 3 ст. 633 Налогового Кодекса РК должностное лицо органа налоговой службы, проводящее налоговую проверку, за исключением некоторых тематических проверок, вручает налогоплательщику (налоговому агенту) подлинник предписания. В копии предписания ставится подпись налогоплательщика (налогового агента) об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

При этом исключение составляют проверки по вопросам:

    постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
    наличия контрольно-кассовых машин;
    наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 настоящего Кодекса.

Ранее такие проверки назывались рейдовыми, теперь они в числе тематических. Для удобства эти тематические проверки назовем отдельными тематическими проверками.

При проведении таковых отдельных проверок в соответствии п. 4 ст. 633 Налогового Кодекса РК налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением вышеуказанных отдельных тематических проверок.

При назначении отдельных тематических проверок, в предписании должны быть указаны проверяемый участок территории, вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки, а также сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 632 Налогового Кодекса РК, за исключением: фамилии, имени, отчества (при его наличии) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента); идентификационного номера; срока проведения проверки; проверяемого налогового периода.

Также, при проведении отдельных тематических проверок могут быть для участия привлечены представители объединений субъектов частного предпринимательства по согласованию с такими объединениями. Представители объединений субъектов частного предпринимательства осуществляют контроль за соблюдением прав налогоплательщика. При этом, в акте фиксируется факт участия представителей объединений субъектов частного предпринимательства.

Подлежат ли регистрации в органе по правовой статистике тематические проверки, надо ли извещать за 30 дней налогоплательщиков перед тематической проверкой?

Согласно п. 2 ст. 38 Закона о ЧП уполномоченный на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственный орган обязан известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за 30 календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

При проведении внеплановой проверки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 7) и 8) пункта 7, пунктами 9 и 10 статьи 37-1 Закона о ЧП, государственный орган обязан известить субъекта частного предпринимательства о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки.

При этом исключениями, предусмотренными ст. 37-1 Закона о ЧП являются:

- встречная проверка (пп.3 п. 7) ;

- инициативное обращение субъекта частного предпринимательства о проведении проверки его деятельности (пп.4 п. 7);

- основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (пп.7 п. 7);

- обращения налогоплательщиков, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан (пп.8 п. 7).

На основании изложенного, внеплановые налоговые проверки (в т. ч. тематические), осуществляемые по вопросам, определенным статьей 627 Налогового кодекса РК проводятся без предварительного извещения налогоплательщиков. Т.е. до начала лишь плановых налоговых проверок направляется извещениео проведении проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

Согласно п. 4 ст. 38 Закона о ЧП, акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в обязательном порядке регистрируется в органе по правовой статистике в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Предписания по проводимым проверкам, за исключением встречных проверок, должны регистрироваться в органе по правовой статистике.

Порядок регистрации актов поверок предусмотрен Инструкцией о ведении государственной регистрации, статистического учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами РК, утвержденной Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 14 ноября 2007 года № 46. До внесения изменений в данный нормативный акт норм регистрации, установленных в соответствии принятого Закона о ЧП, регистрации проводится по ранее действующим нормам.

Регистрация акта о назначении проверок (предписания) носит учетный характер и используется для формирования и совершенствования ведомственных систем управления рисками.

Какие проверки проводятся по применению контрольно- кассовых машин, каков порядок проверок, и их периодичность?

В пределах отдельных тематических проверок, с выпиской предписания в адрес нескольких налогоплательщиков, проводится проверка наличия ККМ. Если обнаруживается нарушение порядка применения ККМ, то проводится тематическая проверка по соблюдению порядка применения контрольно-кассовых машин с выпиской предписания на каждого субъекта частного предпринимательства.

В зависимости от степени риска определяется согласно ст. 38 Закона о ЧП периодичность плановых проверок. Внеплановые тематические проверки осуществляются без учета периода. Согласно п. 9 ст. 37-1 Закона о ЧП внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, послужившие основанием для проведения данной внеплановой проверки. Таким образом, предписание по проверкам наличия ККМ и соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин регистрируется в органах правовой статистики, извещения не направляются, периодичность проверки не предусмотрена.

Часто сами ИП отсутствуют в точках, где производится реализация товаров, работ, услуг. Возможно ли вручение копии предписания при тематических проверках продавцам?

В соответствии п. 4 ст. 633 Налогового Кодекса РК при проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 настоящего Кодекса, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

Таким образом, в случае отсутствия налогоплательщика, законодательством его обязанности возлагаются на его работника.

В соответствии ст. 636 Налогового Кодекса РК налогоплательщик (налоговый агент) обязан допустить должностных лиц органов налоговой службы, проводящих налоговую проверку, на территорию и (или) в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

В случае отказа налогоплательщика (налогового агента) в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух). При этом в акте об отказе в подписи указываются:

1) место и дата составления;

2) фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностного лица органа налоговой службы, составившего акт;

3) фамилия, имя и отчество (при его наличии), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых;

4) номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер;

5) обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Что должны предъявить должностные лица госорганов прибывшие для проверки на объект?

Согласно пунктов 6-9 ст. 38 Закона о ЧП 0должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить:

    акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в органе по правовой статистике;
    служебное удостоверение;
    при необходимости, разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;
    медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов;
    проверочный лист.

Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту частного предпринимательства акта о назначении проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки.

Должностные лица органа налоговой службы должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и (или) в помещение налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан они необходимы.

Налогоплательщик (налоговый агент) имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц органа налоговой службы в случаях, если:

    предписание не оформлено в установленном порядке;
    сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
    данные лица не указаны в предписании;
    должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Каков срок проведения налоговой проверки, продлевает ли срок проверки ее приостановление?

Срок проведения налоговой проверки устанавливается в соответствии со статьей 629 Налогового Кодекса РК.

При этом, срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено данной статьей.

Иная установка заключается в том, что срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан:

    налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней;
    вышестоящим органом налоговой службы - до шестидесяти рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:

    налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до семидесяти пяти рабочих дней;
    вышестоящим органом налоговой службы - до ста восьмидесяти рабочих дней.

Уполномоченный орган (НК МФ РК) может продлить срок назначенной им налоговой проверки для налогоплательщиков, указанных:

    в первом случае - до шестидесяти рабочих дней;
    во втором случае - до ста восьмидесяти рабочих дней.

В соответствии п.11 ст. 38 Закона о частном предпринимательстве при необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного на осуществление контрольных и надзорных функций государственного органа (либо лицом, его замещающим) на срок не более 30 рабочих дней, за исключением следующих случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством РК.

При этом, согласно п. 5 ст. 629 Налогового Кодекса РК срок приостановления не включается в срок налоговой проверки:

    крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;
    проводимой в связи с ликвидацией юридического лица-резидента, прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности, осуществляемой в Республике Казахстан через постоянное учреждение, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, деятельности частного нотариуса, адвоката;
    тематических проверок юридических лиц по вопросам трансфертного ценообразования;
    тематических проверок по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату.

Для остальных налоговых проверок, срок приостановления включается в срок налоговой проверки.

Течение срока проведения налоговой проверки приостанавливается на период времени между датой вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования органа налоговой службы о представлении сведений и документов и датой представления налогоплательщиком (налоговым агентом) запрашиваемых при проведении налоговой проверки сведений и документов, а также между датой направления запроса органа налоговой службы в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и иные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, и датой получения сведений и документов по указанному запросу.

Срок проведения, продления и приостановления тематических налоговых проверок по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, устанавливается с соблюдением сроков, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 273 Налогового Кодекса.

При проведении хронометражных обследований в срок могут включаться выходные и праздничные дни, если проверяемый налогоплательщик в указанные дни осуществляет деятельность. Хронометражное обследование может проводиться в соответствии с режимом работы налогоплательщика вне зависимости от времени суток.

В случае продления сроков проверки государственный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.

В исключительных случаях (необходимость получения сведений, документов от иностранных государств и имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, проведение специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней) срок приостановления проверки не устанавливается.

Уведомление субъекта частного предпринимательства о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.

При приостановлении или возобновлении проверки выносится акт о приостановлении либо возобновлении проверки.

Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

Повторное проведение проверки субъекта частного предпринимательства, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные сроки, не допускается.

Закончился мораторий на проверки, как будут проводиться проверки субъектов частного предпринимательства до конца текущего года?

Согласно разъяснения Генеральной прокуратуры, акты государственных органов, учреждающие критерии оценки риска, формы обязательной ведомственной статистической отчетности и проверочных листов являются нормативными правовыми актами, так как они имеют общеобязательное значение, касающихся прав, свободы и обязанностей граждан.

Частью 3 статьи 5 Закона РК «О нормативных правовых актах» предусмотрено, что если в самом нормативном правовом акте указано, что какая либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.

Уполномоченные государственные органы обязаны в течение 6 месяцев разработать и утвердить критерии оценки степени риска, формы обязательной статистической отчетности и проверочных листов.

В этой связи, в течение 6 месяцев с момента принятия Закона о ЧП проведение проверок возможно с соблюдением требований ранее действующих норм Закона.

В течение 2-х месяцев после отмены моратория, НК МФ РК в связи вносимыми изменениями в законодательные акты по вопросам проверок, дано распоряжение не проводить проверки, при этом, налоговые проверки заменить визуальными проверками, проводимыми совместно с Ассоциациями предпринимателей и направленными на разъяснение и предупреждение. По истечении которых, будут проводиться тематические проверки и комплексные проверки по планам, составленным с начала 2009года.

В целях повышения эффективности государственного контроля, а также поддержки добросовестных хозяйствующих субъектов, до внедрения в свою деятельность официально утвержденных дополнительных правовых актов к Закону о ЧП, принято совместным Соглашением о принципах проверок хоз. субъектов Министерством экономики и бюджетного планирования РК и Министерством финансов о воздержании от проверок, без обоснованных и существенных причин.

Причинами при этом, могут быть: заявления от физических и юридических лиц; запросы сведения государственных органов; результаты камерального контроля, осуществляемые таможенными и налоговыми органами; условия договоров приватизации; результаты анализа базы данных, отчетности, имеющихся в государственных органах; результаты статистического анализа; жалобы .

Источник: http://news.ivest.kz
Просмотров: 1079
Вepнуться к списку новостей
Комментариев: 0
Написать комментарий:
Online транслитератор - перевод текста из латиницы в кириллицу.
Напечатать что-либо русскими буквами не проблема!
Отправить комментарий        Предварительный просмотр       
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с правилами комментирования
Праздникиbur_grey_up
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2017 «Информ Вест»
Рейтинг@Mail.ru