В Сургуте, как и по
всей России, прогромыхали случаи детских и подростковых суицидов. Только в
нашем городе за прошлый год зафиксировано три случая самоубийства
несовершеннолетних, а этом году – еще один. За разбирательство по этому факту
взялся следственный комитет. Выяснилось, что за тремя из четырех вышеназванных
случаев стоят некие группы в социальных сетях, которые буквально подталкивают
своих малолетних участников к тому, чтобы те наложили на себя руки.
Городские
СМИ кинулись приводить статистические данные и размышлять над тем, что «слишком
модным в среде подростков стало умирать». Однако насколько уместно подводить
понятие смерти к понятию моды? И какими могут быть истинные причины того, что
ребенок, еще ничего не видевший в жизни и растущий, казалось бы, в
благополучной семье, приходит к решению убить себя? Об этом корреспондент «НГ»
поговорил с кандидатом психологических наук, преподавателем кафедры клинической
психологии СурГУ Татьяной Вымекаевой. — Что должно
произойти с ребенком, чтобы он пришел к мысли, что это — конец? —
Суицид всегда случается в каких-то совершенно тупиковых для человека ситуациях.
Неважно, реально ли она тупиковая, или субъективно. Суицид — это попытка
сказать миру о чем-то, о чем не получается сказать другими средствами. Ребенок
думает, что он не может повлиять на проблемную ситуацию, в которую попал. Но
мы-то с вами хорошо знаем простую истину: если не можешь изменить ситуацию,
измени свое отношение к ней. Этому принципу человек должен учиться с самого
детства. Но сейчас система воспитания такова, что детей лишают возможности преодолевать трудности.
Родители, что называется, стелют соломку где только можно, чтобы их ребенок не
падал, а потом в настоящей жизни, когда «очень скользко», средств удержаться
нет. — Что вы имеете
в виду? —
Например, мы вчера разговаривали с тренером по лыжам. Она рассказала, что по современной
технике безопасности тренеры должны страховать воспитанников от падения на
максимально безопасной трассе без горок и трудностей. Именно так для ребенка
создаются максимально комфортные условия, при которых он не проходит никаких
настоящих испытаний. Ко
мне приходят родители школьников и рассказывают, что они в мессенджерах типа Viber разбираются, какой ребенок кого обидел, обозвал,
побил, у кого отняли портфель. То есть, вместо обсуждения этих проблем с
детьми, родители решают их между собой. Подросток не имеет возможности
самостоятельно разобраться в своих трудностях. — Значит,
основная проблема лежит во взаимоотношениях ребенка с семьей? —
Да. И семья эта должна быть благополучной не только с точки зрения социума. Понимаете,
когда есть мама, папа, хорошая квартира, машина и обеспечение — это отлично, но
это абсолютно ничего не говорит о психологическом климате в семье. Наоборот, мы
сейчас все чаще наблюдаем, что социально благополучным семьям присущ
сумасшедший ритм жизни. Дети при наличии родителей теряют их психологически,
становятся одинокими и ищут взаимопонимания в соцсетях. В итоге мы приходим к
тому, что в подростковом возрасте мама и папа для них уже не авторитет. К ним
не имеет смысла идти со своими проблемами. Ведь они своего ребенка не понимают
и не слышат. Продолжение интервью читайте в свежем
выпуске «Нового Города»
Анастасия Семихатских
|