Войти   /  Регистрация
Правила пользования
Петропавловск
-18°C
ЮЗ 3.47 м/c
Курс ЦБ на 20.01 USD 331.08 up 0.53
EUR 353 up -0.09
RUR 5.5 up -0.08
20 января Пятница, 05:38
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Чем вызвано решение Назарбаева о перераспределении власти в Казахстане»

Дата: 12.01.17 в 00:35
Мобильная версия Шрифт

АСТАНА, 11 янв - Sputnik

Известный политолог Данияр Ашимбаев считает, что перераспределение власти в Казахстане интересует всех в аспекте модели преемственности.
В среду распоряжением президента Казахстана Нурсултана Назарбаева создана рабочая группа по перераспределению власти. Корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с политологом Данияром Ашимбаевым о том, почему это решение могло понадобиться именно сейчас, и что, скорее всего, имеется под загадочным пока термином.
- Ранее президент говорил, даже в контексте некоего перераспределения, что Казахстан останется страной с президентской формой правления. Означает ли это, что сейчас речь идет о перераспределении власти только между правительством и парламентом?
- Если анализировать структуру госуправления Казахстана, есть достаточно много функций, которые могут отнесены как к компетенции президентской ветви власти, так и правительства, относиться к уровню ведомственному и межведомственному. Многие департаменты, комитеты и агентства "гуляют" между ведомствами все эти годы.
Атомная энергия может относиться и к науке, и к энергетике, молодежная политика и к образованию, и к культуре, и к информации. Что-то уходило в администрацию, что-то возвращалось обратно. Допустим, финпол был в ведении налогового комитета, потом в ведении министерства госдоходов, министерства финансов, потом стало агентством, подчиненным правительству, потом агентством, подчиненным президенту, потом министерством, потом снова агентством, сейчас это бюро… и так далее.
Огромная масса функций может существовать в ведении и президентской власти, и в ведении правительства… Ревизионные комиссии маслихатов, которые когда-то должны были обеспечивать контроль со стороны местных представительных органов, оказались подчинены Счетному комитету.
Массу функций можно передавать друг другу, просто сохраняя за президентом общий политический контроль. У нас, в принципе, произошла большая концентрация полномочий у президента. Понятно, что это все делалось для обеспечения стабильности системы госуправления. Но мы видим, что на определенных уровнях функционал оказался практически оголенным: ответственность есть, а полномочий нет.
Часто привожу в пример: эффективность работы акиматов оценивается по уровню безработицы, по уровню инфляции, по состоянию здоровья населения, по качеству студенческого контингента, по собираемости налогов, по уровню борьбы с коррупцией. Тем не менее, две трети полномочий в этих сферах к ведению акимата не относятся. Их исполняют соответствующие территориальные органы, подчиненные министерствам. Но, допустим, скандал в каком-то вузе – ругают акимат, низкая собираемость налогов – ругают акимат, а технически эти вопросы не к его ведению относятся.
Технически при перераспределении полномочий внутри исполнительной власти или между исполнительной и законодательной властями, оно не будет ни шагом вперед, ни шагом назад. Это текущая эволюция госаппарата.
- Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость перераспределения власти – это может быть связано с оценкой эффективности работы министерств и региональных акиматов?
- По сути, можно провести огромное перераспределение полномочий. Но это будет возврат к одной из форм, которые уже были. Вопрос о перераспределении полномочий всех волнует только в одном контексте: будет ли создаваться модель, обеспечивающая преемственность власти в стране? Но понятно, что президент не пойдет на избрание себя парламентом, поскольку понимает: его рейтинг огромен и обеспечивает ему гигантскую политическую легитимность, с которой должны считаться игроки, которые хотели бы изменить власть в стране.
Главный вопрос, который должен решаться в ходе реформы: обеспечение внутреннего контроля с целью повышения эффективности госаппарата. Огромное количество предприятий – например, предприятия квазигосударственного сектора – находятся вне контроля того же Счетного комитета и внутреннего аудита минфина. По многим госпрограммам мониторинг не проводится. И если реформа будет направлена на повышение контроля со стороны маслихатов и парламента за деятельностью акиматов и правительства, по расширению функций государственного контроля над квазигосударственным сектором, то это будет большим плюсом. Все остальное можно назвать техническими вопросами.
- Почему именно сейчас поднимается этот вопрос? Что изменилось в повестке дня? Может быть, это реакция на некую экономическую ситуацию в стране?
- Вполне понятно – да. Бюджетные поступления сокращаются, экспорт тех сверхприбылей, кормовая база власти сокращается. Некоторое повышение контроля расходов и контроля эффективности становятся задачей первоочередной.

Просмотров: 35


Комментариев: 0
Написать комментарий:
Online транслитератор - перевод текста из латиницы в кириллицу.
Напечатать что-либо русскими буквами не проблема!
=
Отправить комментарий       Предварительный просмотр 
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с правилами комментирования
Комментируютbur_grey_up
Праздникиbur_grey_up
Праздники Казахстана
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2017 «Информ Вест»
Рейтинг@Mail.ru