Государственные органы не отвечают на звонки граждан и не знают норм закона "О доступе к информации". Об этом в ходе выездного заседания комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса сообщил в Министерстве информации и коммуникаций РК депутат Маулен Ашимбаев, передает корреспондент Today.kz.
"Давайте начнем с примитивного. Человек, прежде чем обращаться со своими вопросами на интернет-портал госоргана по закону о доступе к информации имеет право позвонить в ведомство и задать эти вопросы по телефону, при этом в госоргане должен быть специалист, который либо ответит на них, либо сообщит, куда обращаться. Мы поручили нашим работникам аппарата перед заседанием: "Позвоните, пожалуйста, по министерствам". Есть в законе перечень, по которому они должны предоставлять информацию", - сказал председатель комитета Маулен Ашимбаев.
При этом он отметил, что звонки были осуществлены в Министерство информации и коммуникаций РК, акимат Астаны и другие органы.
"Трубку никто не брал. Я так понимаю, звонили не один раз, несколько раз по телефону, который указан на сайте для предоставления информации. По нему не брали трубку. Такая же ситуация в акимате Астаны. Понятно, что в Астане много дел, но, извините меня, это же акимат. Он же должен быть образцовым! Там все должно четко работать! Официальный акиматовский телефон тоже не брали", - подчеркнул Ашимбаев.
Он добавил, что работникам аппарата удалось дозвониться в Министерство образования и науки РК, однако там не смогли найти ответственного за предоставление ответа по устным запросам. Такое положение дел, по словам депутата, свидетельствует о том, что закон о доступе к информации не работает. Также Ашимбаев затронул тему запросов в госорганы, при этом отметив, что чиновники не видят разницы между общей информацией и жалобами граждан, которые по закону можно рассматривать дольше.
"Если мы не будем разделение проводить, то на запросы по предоставлению информации очень долго будут министерства отвечать, ссылаясь на другие законы, и поэтому общие отделы должны понимать, где доступ к информации, а где жалобы и претензии общественности. Это два разных механизма. Нет такой информации, как персональный блог руководителя, отчет об исполнении государственных отраслевых программ, стенограммы, протоколы открытых заседаний коллегиальных органов, я говорю о комитетах министерства образования и науки", - добавил депутат.
Он также сообщил, что это касается и других министерств и их комитетов, которые, как отметил депутат: "кажется, не знает, что существует такой закон".
При этом депутат отметил, что через какое-то время будут инициированы процессы по административной и другой ответственности, которая предусмотрена за неразмещение информации на сайтах должностных лиц.
Отметим, что ранее в Генеральной прокуратуре РК заявили о том, что законопроект о доступе к информации может вызвать недопонимание и скрытое противодействие со стороны чиновников. Так, по мнению Жакипа Асанова, законопроект "О доступе к информации" запускает мощный механизм для участия населения в принятии государственных решений. С развитием IT-технологий растет активность населения, люди снимают происходящее на камеру и, выкладывая записи в социальные сети, требуют ответной реакции от полиции и госорганов.
Закон РК "О средствах массовой информации"
Напомним, ранее Депутат Мажилиса Парламента РК Маулен Ашимбаев заявил о том, что Закон РК "О средствах массовой информации" необходимо пересмотреть и для разработки закона необходимо привлечь самих журналистов.
Мне кажется, закрытость у минобразования была при прежнем руководстве. В последнее время оно даже чересчур открытое, министр неустанно ездит по регионам и встречается с коллективами, на суд общественности выставляются новые проекты. Мне кажется, что с предоставлением информации сейчас здесь все в порядке.