Кто-то называет случившийся Брексит кошмаром и протестует на Трафальгарской площади, а кого-то итоги референдума о выходе Великобритании из ЕС заставили вспомнить о возвращении "старой доброй Англии". В том числе, и в плане дизайна. Лайф рассказывает, из чего состоит тот самый британский стиль, и почему без него сложно представить себе современную Европу.
Во все времена британцы славились тем, что умели приспосабливать чужие стили под свои нужды. Откровенно говоря, в этом им не было равных. Например, тот самый английский дом, который мы знаем по фильмам и книгам, невозможно представить без кресел с высокой спинкой, резной мебели из красного дерева, камина, кожаного дивана, тяжелых драпировок и обязательной библиотеки во всю стену. Его появление датировано XVIII веком. По большей части, все его элементы были привезены на острова с материка.
Вообще же, тот самый, моментально узнаваемый British style, - это смешение двух самых известных английских стилей – викторианского и георгианского. А они, в свою очередь, позаимствовали множество элементов из европейских стилей – от ампира до бидермейера (стиль, представляющий собой переплетение романтизма и позднего ампира).
Чиппендейл спешит на помощь
Удивительно, но вся та мебель, что мы неизменно ассоциируем с английским интерьером, перекочевала туда из Европы или Азии, где в XVIII и XIX веках находились многочисленные британские колонии. То было время, когда Короне принадлежали земли четверти земного шара, и она беспрепятственно вывозила оттуда любые сокровища, а вместе с ними - заморские стили и архитектурные решения.
Пожалуй, одним из самых известных предметов мебели старой доброй Англии была знаменитая мебель из красного дерева Томаса Чиппендейла. Всем известны стулья с высокой резной спинкой, столики, комоды и секретеры, соединившие в себе черты европейское рококо и силуэты азиатских пагод, которые до сих пор остаются своеобразным британским брендом.
Еще один предмет интерьера, который мы до сих пор можем увидеть в дорогих ресторанах и приемных высокопоставленных чиновников, – диван Честерфильд. Появившись в XVIII веке в Англии, удобный кожаный, с мягкой стеганой обивкой, через некоторое время он распространился повсеместно, в том числе - в США и Канаду.
Существует две версии относительно того, как диван получил свое название: в честь маленького английского городка, основанного в 1204 году, или же в честь дипломата Филипа Дормера Стэнхоупа Честерфильда, заключившего Венский договор 1731 года.
Регентство, о котором не прочтёшь в учебнике истории
Регентство – это не только всем знакомая по урокам истории форма правления при малолетстве или отсутствии монарха, это еще и один из видов английского стиля, состоящий в основном из европейских заимствований. Отличается он от французского ампира и рококо, главным образом тем, что заменил пышные завитки и орнаменты на лаконичные формы и строгий орнамент. В частности, в этом стиле в Лондоне отстроена целая улица - Риджент стрит, названная так в честь принца Георга Уэльского, бывшего регентом при своем отце, короле Георге III.
Если говорить о том, каким еще образом Европа повлияла на Британию, то стоит взглянуть на архитектуру. Дело в том, что готический и романский стили пришли на туманный Альбион из континентальной Европы так же, как и стиль знаменитых английских поместий. В частности, в этом стиле построен знаменитый дом-музей Чарльза Диккенса в Лондоне и коттедж поэта Джона Мильтона в Уотфорде.
Однако, помимо многочисленных заимствований, британцы всегда умели делать гениально еще одну вещь – популяризовать присвоенные себе дизайнерские и архитектурные решения по всему миру.
Пожалуй, главным примером привычки приспосабливать чужие стили под свои нужды выступает неоготика. Соборы и правительственные учреждения в этом причудливом стиле англичане успели построить во всех своих колониях - от Доминиканской республики до австралийского Мельбурна.
В XX веке викторианский стиль, с его эклектикой и многочисленными "кальками" орнаментов из восточных культур, повлиял на один из важнейших европейских интерьерных и экстерьерных стилей XX века – ар-нуво.
Дизайн после Брексита - что дальше?
Если говорить о современном европейском дизайне, то, безусловно, огромным был вклад идей Чарльза Макинтоша – архитектора, художника, дизайнера, основоположника стиля Глазго (особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями) и одного из немногих представителей Ар-Нуво в Великобритании, повлиявшего также на многих представителей современного дизайна.
Еще один британский революционер, перевернувший представления обывателей о классическом английском интерьере – Дэвид Хикс. Его комнаты выглядят так, будто Дэвид Линч собрался экранизировать классическую английскую историю про Алису в Зазеркалье. Мебель, цвет стен и аксессуары, несмотря на классические формы создают ощущение чего-то пугающего и потустороннего. Недаром именно ему Стэнли Кубрик доверил оформить интерьеры для своего культового фильма "Заводной апельсин".
Сегодня британский дизайн и архитектура по-прежнему остаются одними из самых узнаваемых в мире. В Лондоне находятся лучшие художественные и архитектурные школы, а британцы по прежнему собирают у себя все мировые инновации и преобразуют их в самобытный продукт. Недаром креативные индустрии Туманного Альбиона приносят £ 84 млрд в казну Великобритании ежегодно (согласно официальной статистики измерения вклада креативной индустрии в экономику Великобритании в валовой добавленной стоимости).
Сбудутся ли опасения британских дизайнеров относительно последствий брексита, или Британия продолжит править на мировой художественной сцене – узнаем в ближайшем будущем.
|