Пленарное заседание Мажилиса, 7 июня 2016 г.
Уважаемые коллеги, позвольте озвучить позицию фракции "Ак жол" по рассматриваемому документу. Как известно, падение мировых цен на нефть и металлы предопределило снижение темпов роста ВВП, которые все же сохранили положительную динамику в так называемом "реальном" выражении на 1,2%. В то же время, в долларах США, ВВП сократился почти на 44%. Очень важно, что уровень безработицы сохранился на уровне 5%, зафиксирован рост денежных доходов населения, успешно выполняются социальные обязательства государства. Однако, данные позитивные тенденции были достигнуты в рамках четырехкратного (!) уточнения прогноза. И, тем не менее, проведенные корректировки не предотвратили значительных расхождений ряда макропоказателей бюджета. Так, по оценке Счетного Комитета, ВВП в номинальном выражении сложился ниже планового значения ноябрьской корректировки на 823 млрд.тг., хотя среднегодовая мировая цена на нефть (марки Brend) в 2015 г. превысила ожидавшиеся 50 долл. США и составила 52,4 долл. Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть. Мы много и справедливо критикуем нашу зависимость от нефти, но получается, что снижение эффективности казахстанской экономики происходит как при негативной, так и при позитивной ситуации на мировых рынках. Получается как в поговоре "Торғайды таспен ұрсаң да – торғай өледі, тасты торғаймен ұрсаң да -торғай өледі". В этой связи вполне справедливым видится вывод Счетного комитета о том, что причиной расхождения является недостаточный анализ факторов при разработке прогноза. Так, на вопрос депутатов нашей фракции (в ходе презентации отчета) о причинах падения физического объема добычи угля, металлических руд и производства в машиностроении, обоснованный ответ был дан только по поводу угля (где сокращение вызвано снижением его потребления в связи с теплыми погодными условиями). А по динамике железной руды и машиностроения ответ вообще не был представлен. Считаем, что данные, представляемые в Отчете, должны не ограничиваться простой констатацией фактов, а обязаны содержать критический анализ причин сложившихся тенденций. Иначе невозможно оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недоработками министерств и ведомств. В Отчете Счетного комитета зафиксировано: – продолжающееся снижение доли перерабатывающих отраслей в структуре ВВП до 9,9% в 2015 г. (по сравнению с 10,4-10,8% в 2010-2013гг.); – снижение экспорта на 42% и импорта на 27%, а также формирование отрицательного сальдо счета текущих платежей баланса в размере -5,8 млрд. долл. США; – увеличение внешнего государственного долга страны за последние 3 года в 5 раз. Все это говорит о крайней необходимости обеспечить опережающее развитие не-сырьевого сектора. В то же время, несмотря на все меры поддержки БВУ и привязку значительной доли мер господдержки бизнеса к банковским же инструментам, в структуре инвестиций в основной капитал предприятий, преобладающая доля приходится на собственные средства (62%), бюджетные инвестиции (19%) и только 6,4% кредитуется банками. Очевидно, что попытки оживить этот бизнес только посредством льготирования и финансирования банков недостаточны и односторонни. Их необходимо дополнить стимулами не только банковского, но и шире – экономического регулирования, которые были бы в состоянии поддержать реальный сектор. В качестве таковых можно предложить: – предоставить банкам право исключать из обязательных провизий средства, направляемые на кредитование проектов обрабатывающей промышленности в рамках программы индустриализации; – переориентировать программу дотирования процентной ставки по кредитам только на реальный сектор экономики; – воссоздать систему стимулов финансового лизинга для модернизации и технического перевооружения предприятий; – внедрить шаги по фискальному стимулированию производства, такие как налоговое кредитование и каникулы, снижение таможенных ставок на ввозимые сырье и материалы и т.д.. В условиях замедления экономического роста особую актуальность приобретает финансовая дисциплина. Однако данные Счетного комитета свидетельствует о многочисленных проблемах в этой сфере. Так, несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г. То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше – 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причем в ущерб интересам государства. При этом обнаруживаются примеры извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путем сокрытия части доходов. Так, по результатам аудита в распоряжении РГП "Госэкспертиза" после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза. На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг. Чьи это деньги, если не государственные? И почему ими так самовольно распоряжаются менеджеры госкомпаний? По результатам проверки в АО "НК КазМунайГаз" выявлены завышение так называемых "прочих распределений" Фонду "Самрук-Казына" в размере 27 млрд.тг. Выходит, на эту сумму занижалась бы чистая прибыль компании, платежи по налогам в бюджет и дивиденды государству? Кроме того, по итогам проверки Правлением Фонда сам размер дивидендов был скорректирован с 76 млрд.тг до 83 млрд.тг., т.е. порядка 7 млрд планировалось направить на другие цели, в ущерб интересам акционера, которым в конечном счете является государство. А в это же время для наполнения бюджета фискальные органы изобретают все новые способы – такие, как признание недействительной регистрации предприятий-контрпартнеров или снятие с постановки на учет по налогообложению – чтобы доначислить налоги на добросовестной работающий бизнес. Фракция "Ак жол" неоднократно подчеркивала, что невозможно наполнить бюджет, если не контролировать не только вход, но и выходы из него. А с последним явно есть проблемы. По бюджетной программе "Увеличение уставного капитала Фонда "Самрук-Казына" не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", а работы по строительству объектов СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" выполнены только на 3,5%. Нас сейчас руководство ФНБ "Самрук-Казына" заверяет, будто все нормально, однако почему-то больше верится данным Счетного комитета. По состоянию на 1.01.2016г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала. Все это говорит о масштабах подобных тенденций и низкой финансовой дисциплине госпредприятий. Между тем Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиям квазигоссектора. Максимум что грозит при таких "шалостях" на сотни миллиардов – это дисциплинарное наказание, например выговор. Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам, так сказать, "на себя". Здесь у них руки вообще развязаны. На наш взгляд, это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, регламентирующих данные процессы и устанавливающие меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством, на чем постоянно настаивает фракция партии "Ак жол". Более того, считаем небезосновательным вопрос о том, насколько необходимы ежегодные вливания из бюджета в уставной капитал нацкомпаний и госпредприятий, если отдача от них для государства только снижается? По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли. И далеко не случайно Президент требует приватизации госпредприятий, чтобы сократить госрасходы на их содержание и повысить рыночную составляющую в их работе. Партия "Ак жол" решительно поддерживает это требование и настаивает на его неукоснительном исполнении. Не меньше проблем по исполнению бюджетных программ в 2015 г. наблюдалось и в госорганах. Например, по итогам реализации программы "Информационный Казахстан – 2020" сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млрд.тг. По программе "Содействие развитию местного содержания" конечные результаты не достигнуты. Более того, произошло снижение казахстанского содержания в госзакупках на 8%. Позволю себе напомнить, что осенью прошлого года, когда из закона "О государственных закупках" убирались сами понятия Казахстанского содержания и Отечественного производителя, фракция "Ак жол" 11 ноября 2015 г. на пленарном заседании Мажилиса 9 раз голосовала ПРОТИВ такого решения. Чему теперь удивляться? Далее. В Пояснительной записке к Отчету Правительства об исполнении бюджета говорится, что в рамках 5 институциональных реформ были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, направленные на введение ответственности первых руководителей государственных органов и руководителей бюджетных программ за недостижение прямых и конечных результатов. Примеров, когда результаты бюджетных программ остались не достигнутыми, сегодня приводилось немало. И как реализовано требование об ответственности первых руководителей? По итогам мониторинга освоения бюджетных средств к ответственности по центральным государственным органам привлечено 24 чел, из которых к дисциплинарной ответственности привлечен 1 чел., все остальные получили выговоры, замечания и т.п.. В местных исполнительных органов наказано 29 чел., в т.ч. освобождены от занимаемой должности 3 чел., остальным также объявлены выговоры и замечания. При этом обратите внимание, кого наказывают – в Министерстве инвестиций – наказали руководителя управления Департамента и исполняющую обязанности эксперта. В Министерстве здравоохранения – начальника технико-эксплуатационного отдела медицинского университета г.Семей и т.д. и т.п. А где же первые руководители, о которых говорилось в Пояснительной записке? Почему опять госорганы ищут стрелочников? Разве эксперт или начальник техотдела провинциального вуза виновны в срыве госпрограмм или неэффективном использовании миллиардов и миллиардов тенге? Уважаемые коллеги, Мы лишь обозначили болевые точки рассматриваемого документа. Надеемся, что ответственные госорганы найдут желание и возможность выработать более подробные детальные подходы по их исправлению. На основании изложенного, демократическая фракция "Ак жол" полагает необходимым: 1.Обеспечить рациональное исполнение расходной части бюджета и соблюдение финансовой дисциплины, что позволило бы стране избежать потребности новых внешних займов в текущем году в таких гигантских объемах, как например 1 млрд. долл. США. 2.Ввести не на словах, а на деле практику возложения персональной ответственности за нарушения при освоении бюджетных средств и срыв показателей госпрограмм на первых руководителей соответствующих госорганов и государственных предприятий 3.Включать в ежегодные Отчеты Правительства по исполнению бюджета конкретные показатели, характеризующие влияние инвестиционных программ на рост доходной части бюджета. 4.Принять меры по восстановлению законодательного регулирования казахстанского содержания и защиты интересов казахстанских производителей в системе государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора. Спасибо за внимание. |