Правила пользования
Курс ЦБ на 18.04 USD 448.89 up 0.08
EUR 477.93 up 1.11
RUB 4.76 up -0.01
18 апреля Четверг, 22:30
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Мажилис одобрил проект закона о платежах и платежных системах – I чтение»

Дата: 02.06.16 в 00:24
Мобильная версия Шрифт

Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня под председательством Бактыкожи Измухамбетова пленарном заседании Мажилиса депутаты Палаты одобрили в первом чтении проект закона с сопутствующими поправками о платежах и платежных системах.
Документ направлен на закрепление правовых положений по вопросам организации и функционирования платежных систем, регулирования рынка платежных услуг с учетом международных стандартов, а также совершенствование норм в области платежей и переводов в соответствии с применяемой международной практикой.
Об основных положениях законопроектов депутатам Мажилиса доложил Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев.
Проектом закона закрепляется понятие "платежная система", устанавливаются критерии определения значимости платежных систем, требования к операторам системно значимых платежных систем, а также нормы о завершенности (гарантированности расчетов) платежей в платежных системах.
Предусматривается установление ограничения на взыскание задолженности и наложение ареста по обязательствам владельца банковского счета за счет пособий и социальных выплат, выплачиваемых из госбюджета и Госфонда соцстрахования, жилищных выплат, денег граждан, перечисляемых на депозит нотариуса.
Также обеспечивается прозрачность тарифов банков, вводится их обязанность ознакомить клиентов с размером комиссии до завершения платежной операции, а также запрет на изменение в одностороннем порядке условий договора и тарифов в сторону увеличения.
Кроме того, проектом закона предлагается введение понятия "платежной организации", а также режим их учетной регистрации в Национальном Банке РК. В целях защиты прав потребителей и повышения прозрачности на рынке платежных услуг вводится госконтроль деятельности частных небанковских платежных организаций, осуществляющих свою деятельность на платежном рынке Казахстана. Также законопроектом предусматривается возможность оказания определенного вида платежных услуг посредством привлечения платежных агентов и субагентов.
Сопутствующим законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 8 кодексов и 11 законов Казахстана.
На пленарном заседании "добро" Палаты получил и законопроект о ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников СНГ.
Так, в соответствии с Соглашением, в рамках созданной следственно-оперативной группы, компетентные органы Сторон по требованию одной из Сторон обеспечивают конфиденциальность полученных сведений. При этом передача сведений третьей Стороне в рамках созданной следственно-оперативной группы осуществляется только с письменного согласия Стороны, предоставившей такие сведения.

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ГЕНПРОКУРОРУ: ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ЗАЩИЩАТЬ ВСЕХ СВОИХ ГРАЖДАН – ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Генеральному прокурору РК Асанову Ж.К. обратился депутат Парламента Магеррам Магеррамов:
"На сегодняшний день в Казахстане работает 49 государственных и 9 частных медико-социальных учреждений для престарелых и инвалидов общего типа.
Среди пожилых людей – постояльцев данных учреждений, не имеющих детей и родственников, находящихся на попечении государства, есть так же престарелые бабушки и дедушки, получающие специальные социальные услуги на платной основе.
К сожалению, число социально осиротевших пенсионеров у нас не сокращается. Ежегодно государство тратит на одного постояльца дома престарелых свыше одного миллиона тенге.
Тяжело смотреть на пожилых людей в домах престарелых, у которых есть дети, внуки, но они вынуждены жить в казенном доме. Одно дело, когда у стариков никого нет, они болеют, им тяжело за собой ухаживать, но другое дело, когда в доме престарелых живут и те, у кого есть трудоспособные дети.
Встречаются примеры трагических случаев, когда в результате бесчеловечных действий по отношению к престарелым людям со стороны собственных детей, старики умирают от долгого голодания и пребывания на улице без каких-либо маломальских человеческих условий и средств к существованию.
Наряду с этим, ужасна по своему характеру проблема брошенных детей. Все чаще стали выявляться случаи, когда новорожденных детей находят в общественных туалетах, в мусорных баках, на свалках и на обочинах трасс. С 2013 года в Казахстане зафиксировано 43 случая по статье "убийство матерью новорожденного ребенка", из них 12 случаев в 2013 году, 14 – в 2014 году, 11 – в 2015 году и на первый квартал текущего года уже 6 случаев.
По официальным данным в 2015 году в стране было зарегистрировано более 2000 несовершеннолетних беременных девушек. Фактически эта цифра может быть в разы больше.
Так же, на начало нынешнего года уже зарегистрировано более 40 случаев ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Уважаемый Жакип Кажманович, данные проблемы носят не только нравственный характер. Государство должно защищать всех своих граждан – от мала до велика.
Рожденному младенцу, которого выбрасывают как какую-то не нужную вещь, Основной Закон страны – статья 15 Конституции Республики Казахстан, гарантирует право на жизнь. Данная норма регламентирована в статье 100 Уголовного кодекса Республики Казахстан, убийство матерью новорожденного ребенка наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.
Также, в пункте 2 статьи 27 конституционная норма гласит, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.
В отношении престарелых родителей в Основном Законе страны четко сказано, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В этой связи просим Вас, во-первых, дать сведения по количеству применения наказаний для лиц совершивших такие деяния за последние три года, во-вторых, какие меры принимаются по предотвращению противоправных действий в отношении престарелых родителей, а также жизни и здоровья детей.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, А.Конуров, В.Косарев, И.Смирнова, Т.Сыздыков.

------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Бахтияр Макен:
"В последнее время достоянием общества стали вопиющие факты, вызвавшие огромный резонанс в нашем обществе. Это случаи с новорожденными детьми, выброшенными в туалетные ямы и мусорные свалки в гг.Тараз, Актобе и Жезказган.
В государстве нет ни одной эффективной целевой программы, направленной на предотвращение подростковой беременности, абортов, отказов от новорожденных несовершеннолетними матерями.
Подростковая беременность в странах СНГ настолько распространена, что иногда ее называют эпидемией. В Казахстане процент несовершеннолетних матерей несколько меньше, чем в России и Украине, однако все равно настораживает и заставляет призадуматься.
По данным статистики, в Казахстане проживают более двух миллионов девочек-подростков и девушек в возрасте до 18 лет, это пятая часть всего женского населения республики.
По сведениям Министерства здравоохранения и социального развития РК за последнее 5 лет зарегистрирован 33051 случай подростковой беременности, в том числе 9906 абортов среди девочек от 15 до 18 лет. В процентном соотношении эти данные вдвое-втрое превышают подобные показатели стран Западной Европы. Число абортов в возрастной группе от 15 до 18 лет остаются достаточно высокими и составляют порядка 2 тысяч абортов в год.
Причины возникновения раннего материнства по результатам исследования показали, что раннее начало половой жизни подростков происходит в условиях низкой контрацептивной культуры, малого числа специальных медицинских, консультативных, психологических служб для подростков.
Ранняя беременность ведет к возникновению многих проблем со здоровьем у юных девушек, а это в свою очередь ведет к летальным исходам. Осложнения во время беременности и трудности возникающие во время вынашивания у девушек от 15-18 лет вызывают увеличение смертности, только в развивающихся странах ежегодно умирают около 70 тысяч подростков. Поэтому, рост подростковой беременности, возрастающее число подростковых браков и раннего материнства, абортов в раннем возрасте, случаев отказа от новорожденных несовершеннолетними матерями, большое количество смертностей среди новорожденных и молодых матерей, рождение несовершеннолетними девочками детей с патологиями развития, увеличение числа суицидов среди девочек – все это оказывает разрушительное влияние на демографическую ситуацию в стране.
Принято считать, что ранняя беременность возникает чаще в неблагополучных семьях. Но в настоящее время это не так. Раньше подобная тенденция наблюдалась, потому что дети из социальных семей были предоставлены сами себе. Но сейчас имеется некоторый социальный дисбаланс, и наличие финансового достатка не делает детей более защищенными. Даже наоборот, из-за материальных возможностей они становятся менее благоразумными, особенно, при недостатке внимания со стороны родителей.
Ответственность за возникновение ранней беременности нельзя складывать только на молодую девушку, хотя большая часть общества так себя и ведет. Будущий отец, родители, учителя и многие другие также должны понимать и осознавать в полной мере все происходящее.
Многие родители предпочитают не вникать в основы полового воспитания своих детей. Они возлагают эту ответственность на средства массовой информации и интернет. Приобретение книг и средств контрацепции детям не снижает риск беременности. Ранняя беременность в подростковом возрасте чаще является следствием неправильного полового воспитания.
Оставляет желать лучшего и нравственно-половое воспитание в школах и медицинских учреждениях, а службы, призванные оказывать помощь в подобных вопросах (психологические, центры поддержки семьи и детей) практически не функционируют.
Необходима социальная поддержка молодых девушек, попавших в такое сложное положение. В Казахстане для оказания помощи несовершеннолетним женщинам, ожидающим ребенка либо имеющим детей до 18 месяцев, при поддержке предпринимателей с 2013 года реализуется социальный проект по созданию сети кризисных центров "Дом Мамы" в регионах. Однако, для их полного функционирования нет правового поля.
С учетом вышеизложенного, просим Вас, Карим Кажимханович, рассмотреть данный вопрос и принять конкретные меры по проведению государственными органами и неправительственным сектором профилактических мер нравственно-полового воспитания школьников и молодежи, а также по работе с родителями.
Ответ прошу дать письменно в установленные законом сроки".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса З.Балиева, З. Аманжолова.

--------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: ПОВТОРНО РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О РАСПРОСТРАНЕНИИ НАЛОГОВЫХ КАНИКУЛ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Азат Перуашев:
"Демократическая фракция "Ак жол" в очередной раз просит Вас рассмотреть вопрос о применении стимулирующих мер в налоговой политике.
Как известно, налоговая политика способна выполнять не только решать фискальные задачи, но и выступать важным инструментом, поддержки для частного бизнеса.
В этом плане, в условиях продолжающегося влияния мирового экономического кризиса, особое значение приобретают такие меры стимулирования, как налоговые каникулы и налоговое кредитование.
Считаю нужным напомнить, что партия "Ак жол" направляла предложения Правительству о введении налоговых каникул и налогового кредитования 7 сентября и 28 ноября 2011 года, 21 мая 2012 года; депутатский запрос на эту же тему мы озвучили 18 декабря 2013 года.
Дословное поручение – освободить от налогов малый и – подчеркиваю! – средний бизнес на первые 5 лет деятельности – давалось Президентом Н.А.Назарбаевым на Дне индустриализации в декабре 2013 года. Правительством это поручение выполнено частично – был освобожден только малый бизнес (без среднего), и только от КПН.
В этой связи 21 января 2014 г. партия "Ак жол" направила в Правительство разработанный нами законопроект "О поддержке малого и среднего бизнеса", в который, помимо прочего, были включены нормы по исполнению поручения Президента.
Однако этот законопроект был заблокирован на межведомственной комиссии, и хотя в 2015 г. многие его нормы вошли в Предпринимательский кодекс, но инструмент налоговых каникул так и не был реализован в полной мере.
Еще сложнее ситуация обстоит с налоговым кредитованием – предложения партии "Ак жол" так и остались не услышанными.
Смысл налогового кредитования в том, чтобы в условиях, когда чрезмерное фискальное давление способно окончательно разорить бизнес, – предоставить предприятиям возможность уплаты налогов в более поздний срок. Сегодня значительная часть отечественных предпринимателей находится в очень непростом положении, и подобная мера была бы им серьезным подспорьем.
Предоставив им налоговое кредитование в период экономической нестабильности, государство помогло бы бизнесу удержаться на плаву, отказаться от сокращения рабочих мест, выстоять и адаптироваться к новой реальности.
Налоговое кредитование широко применяется в международной практике, при этом законодательством ряда стран прямо установлены признаки предприятий, к которым оно может применяться, а также условия налогового кредитования.
Другими способами переноса сроков уплаты налогов являются отсрочка и рассрочка уплаты налога и сбора. При этом, рассрочка уплаты налога является безусловно более оптимальной чем отсрочка, так как позволяет выплачивать не всю сумму сразу, а путем поэтапного внесения частичных платежей.
В отличие от них, налоговое кредитование может содержать требования по инвестированию временно высвободившихся средств в техническое перевооружение или в производство определенной продукции.
Таким образом, предоставление налогового кредита налогоплательщику может не просто облегчить нагрузку на бизнес, но и одновременно стимулировать развитие приоритетных секторов экономики.
Считаем необходимым отметить, что у наших соседей – России и Беларуси – налоговое кредитование также законодательно предусмотрено.
Так, Статьями 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен инвестиционный налоговый кредит сроком до 5 и в отдельных случаях даже до 10 лет. Он предоставляется на тех условиях, что средства будут направлены на инновационную деятельность, выполнение госзаказа или выпуск социально-значимой продукции.
Процентная ставка по налоговому кредиту не должна быть как минимум на четверть ниже ставки рефинансирования Центробанка РФ.
В Беларуси статья 481 Налогового кодекса предусматривает отсрочку и рассрочку налоговых платежей, а также и сам налоговый кредит. При этом закон не содержит условий по использованию налогоплательщиком временно высвобождаемых денежных средств.
Налоговый кодекс Республики Казахстан устанавливает отсрочку налогов на срок до 12 месяцев. Но такие способы как рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит нашим Налоговым кодексом не предусмотрены.
Также не регламентированы предприятия и отрасли, имеющие право на отсрочку налогов, обязательства по использованию высвобожденных средств и т.д.
Считаем, что отставание в использовании налоговых стимулов в условиях экономического кризиса создает определенные трудности для конкуренции отечественных предприятий в рамках ЕАЭС.
Кроме того, в начале работы нынешнего созыва Мажилиса некоторые СМИ поднимали вопрос о якобы имевшем место освобождении отдельных крупных компаний от налогообложения в связи с ситуацией на внешних рынках. Поддерживая добросовестный и социально ответственный бизнес, полагаем, что в целях поддержки даже самых стратегически важных производств, для государства было бы рациональнее вместо полного освобождения от налогов – предоставлять им налоговое кредитование на период неустойчивости, с возмещением задолженности по налогам после стабилизации положения предприятий.
На основании вышеизложенного, демократическая фракция "Ак жол" просит Вас, уважаемый Карим Кажимканович:
1) Повторно рассмотреть вопрос о распространении налоговых каникул в первые три года деятельности не только на малый, но и на средний бизнес, как и поручал Глава государства. Поскольку малый бизнес – это главным образом торговля, сфера услуг и крестьянские хозяйства. А любое предприятие в обрабатывающей промышленности, уже в силу стоимости требуемых основных фондов (оборудование, здания), уже относится к среднему бизнесу.
2) Рассмотреть вопрос о введении инвестиционного налогового кредитования предприятий агропромышленного комплекса, пищевой, машиностроительной, легкой, фармацевтической и других приоритетных отраслей путем предоставления возможности переноса сроков уплаты налогов до 5 лет, с обязательством инвестировать высвобождающиеся средства в производство.
3) Предоставить информацию, каким предприятиям ранее уже предоставлялась отсрочка (или освобождение) от уплаты налогов, относятся ли эти предприятия к приоритетным секторам экономики и к каким секторам именно, а также какие условия и обязательства при этом возлагались на такие компании".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса, члены фракции ДПК "Ак жол" К.Абсатиров, Е.Барлыбаев, Б.Дюсембинов, Д.Еспаева, М.Казбекова, Е.Никитинская.

------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ СТРУКТУР СЛУЖБЫ ЗАГС
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Серик Сейдуманов:
"Настоящий запрос обусловлен обращением ветеранов юстиции службы ЗАГС страны.
В рамках Указа Президента РК от 25.08.2014 года №898 "О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления РК" функции по регистрации актов гражданского состояния были переданы в ведение местных исполнительных органов. Функция нормативно-методического руководства, контроля за регистрацией актов гражданского состояния и обеспечения соответствующих информационных баз оставлена за органами юстиции. Отсутствие необходимого законодательного подкрепления реформ и мониторинга в вопросе разграничения полномочий структур службы ЗАГС республики привели к недостаткам в работающей для граждан государственной структуре:
Так в ходе передачи органов ЗАГС в систему юстиции было 218 районных (городских отделов) ЗАГС с численностью более 1000 единиц, а в рамках последнего Указа передано всего 239 штатных единиц. Недостаток штатной численности сотрудников ЗАГС привел к найму договорных работников с низкой профессиональной и теоретической подготовкой для этих отделов, что в свою очередь наличие наемных временных работников может стать причиной разглашения информации о личной жизни граждан (о рождении внебрачных детей, усыновлении детей, расторжениях браков и т.п.).
При передаче функций не определена единая организационно-правовая форма структур ЗАГС. В некоторых регионах уполномоченным органом определены отделы занятости и социальных программ, в иных отделы культуры и спорта, внутренней политики, госправовой, юридический, только в единичных случаях созданы самостоятельные Государственные учреждения. При этом подобное положение не соответствует основным функциям и ЗАГС, наделенного регистрирующей функцией, и органа, в чье подчинение они переданы. Такое положение привело к выдаче официальных документов о гражданском состоянии за подписью и печатями разных структур МИО, что может повлечь вопросы легитимности выданных на территории страны документов ЗАГС единого образца.
Согласно Закону РК "О местном государственном управлении и самоуправлении в РК" для структурных подразделений акиматов определены функции, среди которых регистрирующая функция и оказание государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния не предусмотрены. В этой связи включение отделов ЗАГС в состав аппаратов акима в некоторых областях и гг. Астана и Алматы противоречит нормам действующего законодательства.
В структурах областных и гг. Астана и Алматы акиматов не предусмотрены подразделения, координирующие работу районных отделов ЗАГС, отсутствует учет бланков строгой отчетности.
Наличие двойного подчинения привело к бесконтрольности, как со стороны МИО, так и со стороны органов юстиции, разной правоприменительной практике, также стало причиной разрыва архивов ЗАГС, первый из которых находится в отделе ЗАГС района, а второй в отделе ЗАГС департамента юстиции области и гг. Астана и Алматы. Кроме этого создает неудобства для граждан при получении документов архива ввиду ведомственной разобщенности органов, обладающих сведениями, и не гарантирует идентичность обоих экземпляров актовых записей, что в свою очередь влечет нежелательные правовые последствия для граждан.
Нарушена и затруднена международная переписка в рамках международных договоров и конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам не только самих госорганов, но и граждан по истребованию свидетельств ЗАГС из ближнего и дальнего зарубежья.
Снижено качество и оперативность предоставляемых 10 видов государственных услуг по вопросам регистрации актов гражданского состояния, ввиду отсутствия межотраслевого взаимодействия, системы ЕСЭДО в аппаратах акимов и отсутствия систем контроля своевременного исполнения учета обращений граждан в районных и областных акиматах.
На основании изложенного, в целях защиты интересов граждан и информации об их личной и семейной жизни, обеспечения запросов из стран ближнего и дальнего зарубежья по семейным и гражданским делам, прошу Вас поручить провести необходимый анализ ситуации, предложить уполномоченным госорганам совместно найти пути решения возникших проблем, устранения нарушений, допущенных в ходе передачи полномочий по регистрации актов гражданского состояния в под юрисдикцию местных исполнительных органов.
О принятых мерах прошу предоставить письменный ответ в установленные законом сроки".

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ и ГЕНПРОКУРОРУ: ОТВЕЧАЕТ ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИЯ, ИЗЛОЖЕННАЯ В СТАТЬЕ "БРАСЛЕТ – ХУЖЕ ДЛЯ БЮДЖЕТА НЕТ"?
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К., Генеральному прокурору РК Асанову Ж.К. обратился депутат Парламента Тургун Сыздыков:
"Реализация стратегических задач, озвученных Главой государства в Программных выступлениях, во многом зависит от созданной в стране атмосферы стабильности, мира и согласия.
Этот базис, который позволяет успешно развиваться и укрепляться нашей государственности, нередко подвергается серьезной опасности.
В средствах массовой информации возникают немало вопросов, которые остаются без своевременного реагирования и аргументированного ответа, обрастая домыслами, комментариями, рассеивая семена недоверия между властью и населением.
Речь идет о статье "Браслет – хуже для бюджета нет" в газете "Время" от 19 мая этого года.
Подбор материала и форма изложения автором вопроса настолько убедительны, что рядовому читателю, а их большинство, не всегда посвященному в тонкости и детали, трудно усомниться в том, что коррупционные схемы, по отмыванию бюджетных средств, наработанные в 90-е годы прошлого века, имеют еще место быть. Затянувшееся молчание или не полные ответы руководителей, упомянутых в статье государственных структур, не снимают, а напротив, вызывают массу дополнительных вопросов.
В связи с этим, мы обращаемся к Правительству, Генеральному прокурору Республики Казахстан с просьбой, в соответствии со своими полномочиями, внести ясность в факты, изложенные в корреспонденции и ответить на следующие вопросы:
1. Насколько актуален и судьбоносен этот дорогостоящий проект, равный по стоимости почти половине бюджета отдельного региона, который предусматривает внедрение средств слежения за самыми спокойными осужденными, не представляющими серьезной опасности для общества, на данном, не простом этапе развития нашего государства, в условиях кризиса, когда приходиться экономить на детском питании в школах, льготах для многих социально уязвимых слоев населения?
2. Каким образом предполагается реализация проекта: за счет импортных электронных средств слежения или отечественного производства и в какие сроки? Кто определяет, гарантирует и несет ответственность за степень их надежности?
3. Отвечает ли действительности информация, изложенная в статье? Какие меры предпринимаются или предполагается предпринять при подтверждении фактов? Какова будет реакция в случае не подтверждения их, с учетом того, что статья формирует негативное общественное мнение об органах правопорядка?
О результатах рассмотрения просим дать ответ в письменном виде в установленном законом порядке".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, А.Конуров, В.Косарев, И.Смирнова, Т.Сыздыков.

------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: "SOS ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ" – О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ МАТЕРЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЬНИЦ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Юрий Тимощенко:
"В городе Астана с 2000 года по инициативе Первой Леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой осуществляет свою деятельность "SOS Детская деревня Астана", модель детского учреждения, максимально приближенная к семейной.
Основной целью "SOS Детская деревня" является оказание долгосрочной опеки детям, оставшимся без родительского попечения. На сегодняшний день в Детской деревне Астана воспитывается 60 детей и их воспитанием занимаются 14 матерей-воспитательниц.
Матери-воспитательницы – это женщины, которые целиком и полностью посвящают свою жизнь детям, оставшимся без родительского попечения. Каждая из них воспитывает по 7-8 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
По роду профессии матери-воспитательницы проживают вместе с детьми и посвящают себя священному долгу – воспитанию обездоленных детей. В жизни детей, о которых она длительное время заботится, она образует эмоциональную константу, значение которой трудно переоценить.
Профессия "мать-воспитательница" требует особого профессионализма, который сочетается с глубокой душевной привязанностью к детям.
В Детской деревне мамы-воспитательницы работают до выхода на пенсию. За это время они выпускают два поколения, это примерно 12-15 детей.
На сегодняшний день вклад матерей-воспитательниц уже можно оценить по имеющимся результатам. Так, 23 выпускника создали прочные семьи и воспитывают своих детей. Каждый пятый выпускник получает специальное и высшее образование.
Вместе с тем, хотелось бы затронуть вопрос социальной защищенности матерей-воспитательниц.
Заработная плата матерей-воспитательниц составляет 70-80 тысяч тенге.
Посвящая свою жизнь заботе о детях, оставшихся без родительского попечения, матери-воспитательницы при выходе на пенсию остаются без крыши над головой, поскольку многие не имеют собственного жилья.
Так, в Детской деревне Астана работают всего 14 матерей, из них 14 не имеют своего жилья;
в Детской деревне Темиртау – 11 матерей, из них 4 не имеют своего собственного жилья;
в Детской деревне Алматы – 9 матерей, их них 4 не имеют своего жилья.
Корпоративный Фонд "SOS Детские деревни Казахстана" не имеет возможности обеспечить своих работников жильем, так как отсутствует свой жилищный фонд.
В 2011 году администрация Детской деревни и Корпоративный Фонд "SOS Детские деревни Казахстана" обращались с просьбой в Акимат города Астаны для рассмотрения вопроса о постановке матерей-воспитательниц в очередь на получение жилья из государственного жилищного фонда. Однако, был получен отрицательный ответ, поскольку матери-воспитательницы не являются государственными служащими и не подходят ни под одну категорию, предусмотренную статьей 67 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях".
Хотелось бы напомнить, что в соответствии с Договором между Правительством Республики Казахстан и Международным обществом по созданию SOS детских деревень "SOS KINDERDORF INTERNATIONAL", ратифицированным Законом Республики Казахстан от 3 декабря 2004 года, строительство "SOS Детская деревня" на территории Республики Казахстан осуществляется под эгидой Правительства Республики Казахстан.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О детских деревнях семейного типа и домах юношества" детские деревни создаются в целях удовлетворения прав детей-сирот жить и воспитываться в семье, а также всестороннего обеспечения их нравственно-духовного, трудового воспитания и образования.
Нельзя забывать, что работа матерей-воспитательниц и сами проекты по созданию SOS-детских деревень на территории Республики Казахстан осуществляются в интересах наших детей, детей Казахстана.
В связи с вышеизложенным, просим рассмотреть возможность включения матерей-воспитательниц в перечень лиц, нуждающихся в жилье, и которым может быть предоставлено жилище из коммунального жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.
О результатах рассмотрения запроса, просим сообщить в письменном виде в установленные законом сроки".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Р. Ким, А. Тасболатов, С. Абдрахманов, Н. Жумадильдаева, А. Мурадов, Г. Баймаханова, М. Казбекова

------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Парламента Ирина Унжакова:
"В процессе реализации постановления Правительства Республики Казахстан №816 от 18 июля 2011 года "Об утверждении правил организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости" и постановления Правительства Республики Казахстан №636 от 19 июня 2013года "Об утверждении Дорожной карты занятости 2020" (далее – ДКЗ), десятки тысяч представителей малообеспеченных и самозанятых слоев населения в Казахстане стали заемщиками микрокредитных средств, что говорит о важности и своевременности предпринятых мер.
Например, только в Восточно-Казахстанской области за период с 2011 по 2015 годы более 4-х тысяч человек воспользовались микрокредитами на сумму, превышающую 13 млрд. тенге. Из них 10,5 млрд. тенге или 81% кредитных средств были выданы жителям сельских территорий.
Вместе с тем, практическая реализация программы микрокредитования выявила аспекты, требующие критического осмысления и более справедливого урегулирования этого процесса.
Во-первых, в соответствии с положениями вышеназванных постановлений Правительства микрокредитование имело трехуровневую основу, что привело к удорожанию кредитных ресурсов для конечных заемщиков.
Так, если для АО "НК "СПК "Ертiс" (далее – СПК) процентная ставка вознаграждения по ежегодным бюджетным кредитам по ДКЗ 2020 составляла 3,5% в 2011году и 4,2% в 2014 году, то до конечных заемщиков микрокредиты в сумме до 3 млн. тенге, выдаваемые через кредитные товарищества сроком на 5 лет, доходили по ставкам от 5,5% в 2011 году до 7-8% в 2014 году.
Во-вторых, кредиторы каждого уровня ужесточали требования к заемщикам. Так, например, погашение основного долга перед микрокредитной организацией возможно только после оплаты штрафов, пени и просроченных вознаграждений. За нарушение графика погашения кредита арестовываются счета и, соответственно, парализуется деятельность кредитных товариществ (далее – КТ), нарушаются графики погашения кредитов конечных заемщиков и растут суммы невыполненных обязательств.
Но самая вопиющая несправедливость заключается в том, что суммы начисленных СПК штрафов, пени, просроченных вознаграждений, в рамках солидарной ответственности, "поровну" распределяется между всеми заемщиками кредитного товарищества, в том числе и среди тех, кто исправно выполняет график погашения своих личных микрокредитов. Вполне понятно, что при таких условиях даже платежеспособные заемщики теряют мотивацию делать выплаты по кредитам.
В-третьих, не исключая субъективных причин неплатежеспособности некоторых конечных заемщиков (нецелевое использование средств, неумелое ведение дела), администраторам и операторам ДКЗ – 2020 необходимо видеть и проактивно реагировать на форс-мажорные обстоятельства. По определению кредитных договоров это обстоятельства, которые "находятся вне разумного контроля" КТ и конечных заемщиков.
К ним можно смело отнести, например, 20-30 километровую удаленность пастбищных угодий, свободных для выпаса скота, но не благоприятных для быстрого прироста его живого веса. Нельзя не учитывать снижение цен в сфере животноводства. Если в 2011-2013 годах стоимость живого крупного рогатого скота в Восточно-Казахстанской области составляла в среднем 170-200 тыс. тенге, то в 2015 году – 100-120 тыс. тенге.
Следует учитывать, что кредитные товарищества, участвующие в программе Дорожной карты бизнеса и получившие кредиты в 2012 году на открытие пекарен, СТО, зон отдыха и туризма не получили гарантированного программой безвозмездного обеспечения мобильными комплексами энерго-водоснабжения или инженерно-коммуникационной инфраструктурой (далее – ИКИ). В результате чего, средства, вложенные конечными заемщиками, оказались "замороженными".
Все это – обстоятельства, находящиеся "вне разумного контроля" КТ и конечных заемщиков. В результате отсутствия адресности, гибкости и лояльности в работе с конечными заемщиками на 1 января 2016 года сумма просроченной задолженности КТ перед СПК составляет 1млрд. 197 млн. тенге, большая часть которой приходится на животноводческие кредитные товарищества.
Уважаемый Карим Кажимканович! Уже к концу текущего года количество заемщиков, оказавшихся в долгосрочных должниках перед СПК, может вырасти в Казахстане в разы. Дальнейшее замалчивание этой проблемы наращивает риски возникновения негативного общественного резонанса.
Поэтому представляется актуальным предпринять опережающие действия для удержания ситуации в правовом поле через создание дополнительных нормативных правовых актов по вопросам микрокредитования, которые содержали бы:
1. Приемлемый механизм погашения кредитов КТ перед СПК и конечных заемщиков перед КТ, в том числе списание штрафов и пени с КТ и конечных заемщиков.
2. Проведение рефинансирования кредитов и увеличения сроков займов по действующим кредитным договорам до 2020 года в целях снижения нагрузки на конечных заемщиков.
3. Формирование гибких графиков погашения кредитов должниками из числа уязвимых слоев населения (многодетные семьи, семьи с одним кормильцем и членами семьи, имеющими инвалидность).
О результатах рассмотрения запроса и принятых мерах прошу информировать письменно, в установленные законодательством сроки".

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: ВОЗРАСТАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ПОПУЛЯРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Кенес Абсатиров:
"Как Вам известно, сегодня отмечается Международный день защиты детей. В связи с этим, считаем необходимым поднять следующую проблему, касающуюся наших детей.
Согласно п. 1 ст. 36 Закона РК "О правах ребенка в Республике Казахстан" государственные органы, физические и юридические лица обязаны защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В этой связи возрастает необходимость защиты детей и подростков через популярные социальные сети.
Так, на конец 2015 года участниками страниц в соцсетях, пропагандирующих культ суицида, являлись 1863 несовершеннолетних казахстанца.
По данным международных организаций, Казахстан уже 10 лет входит в тройку лидеров среди стран мира по числу суицидов среди подростков. В отчете ЮНИСЕФ за 2013-2014 год говорится, что Казахстан в течение нескольких лет входит в группу стран, в которых суицид является одной из основных причин смертности среди подростков и молодежи.
Считаем одной из причин, которые заставляют их сводить счеты с жизнью – это свободный доступ к материалам, пропагандирующим в социальных сетях культ суицида. Имеются примеры, когда например, районным судом г. Алматы было признано содержание двух пабликов в социальной сети в "ВКонтакте" незаконным и заблокировано его распространение на территории Казахстана, так как они содержали контент с подробными методами, способами и рекомендациями по совершению самоубийств. Но это единичный случай.
Другой зоной риска соцсетей для подростков являются материалы, пропагандирующие социальную нетерпимость и терроризм, а также вовлечение в радикальные секты. Растущая опасность международного экстремизма в мире, а также имеющиеся официальные данные свидетельствуют о росте уголовных правонарушений, связанных с этим бичом XXI века.
Также крайне негативным является влияние материалов, направленных на развращение несовершеннолетних, провоцирующие их к нездоровому сексуальному и другому антиобщественному поведению. Нередки случаи насилия и надругательств над детьми, совершенных через знакомства в соцсетях и неконтролируемые родителями контакты с "друзьями" по переписке.
Все эти факты угрожают психологическому и физическому здоровью подрастающего поколения, а иногда и самой жизни.
Считаем, для решения данной проблемы необходимо учитывать положительный опыт Европейский стран.
Так, в средствах массовой информации активно обсуждается постановление Европарламента о введении с 2017 года запрета на регистрацию и открытие личных страниц в социальных сетях для лиц младше 16 лет без согласия родителей.
При этом озвучены исследования аналитической компании eMarketer, который отмечают, что свой профиль в Facebook есть у каждого пятого ребенка младше 11 лет, хотя правила пользования соцсети требуют, чтобы пользователю было не менее 13 лет.
Согласно постановлению Европарламента Компании должны разработать способ получения согласия родителей на регистрацию в соцсети либо отказа им в доступе.
Полагаем, что введение аналогичных поправок в действующее национальное законодательство, запрещающее регистрацию в социальных сетях лицам младше 16 лет без согласия родителей, позволит снизить указанные проблемы.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Карим Кажымканович, депутатская фракция "Ак жол" просит Вас рассмотреть вопрос о введении подобного ограничения для доступа детей в социальные сети и в Казахстане".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса, члены фракции ДПК "Ак жол" А.Перуашев, Е.Барлыбаев, Б.Дюсембинов, Д.Еспаева, М.Казбекова, Е.Никитинская.

-----

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЕТСКИХ ИГРУШЕК ВЫЗЫВАЕТ РЕАЛЬНУЮ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Парламента Загипа Балиева:
"Сегодня всем известно, что игрушки выполняют особую развивающую роль в жизни каждого ребенка. Через игрушки и игры дети познают мир, формируют представления о красоте, доброте и других человеческих качествах.
Полки детских магазинов заполнены разного рода игрушками, а промышленность выпускает сотни новых видов игрушек. К сожалению, современный рынок детских игрушек вызывает реальную обеспокоенность родительской и педагогической общественности в вопросах их безопасности.
На сегодняшний день вопросы по безопасности игрушек регулируются законами Республики Казахстан "О безопасности игрушек" и "О регулировании торговой деятельности".
Согласно действующему законодательству контроль в области безопасности игрушек возложен на:
Комитет по защите прав потребителей в части контроля и мониторинга потребительского рынка игрушек;
Комитет технического регулирования и метрологии в части соответствия игрушек требованиям технического регламента;
Комитет по охране прав детей в части утверждения порядка проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, согласования нормативных правовых актов в области безопасности игрушек.
На законодательном уровне для соблюдения качества производимой и ввозимой продукции детских товаров создана необходимая база, включающая технический регламент таможенного союза в области безопасности игрушек.
Однако, на уровне исполнения, соблюдения действующего законодательства является проблематичным, что приводит к реализации и потреблению некачественной или контрафактной продукции.
Безусловно, контрафактные детские товары, в частности детские игрушки, оказывают негативное влияние на здоровье ребенкаи, как следствие, приводят к различным видам аллергических и иных видов заболеваний у детей.
Из всех видов контролируемой продукции игрушки остаются самой неблагополучной продукцией.
Так, согласно информации, размещенной на сайте Комитета технического регулирования и метрологии в ходе проверки Департаментом по Жамбылской области, установлено, что сертификат соответствия, выданный на 3 тонны пластмассовых игрушек производства КНР (срок действия до 24.04.2016 года), оформлен с нарушениями, а именно отсутствуют идентификационные данные для определения принадлежности ввезенной партии игрушек.
Таким образом, присутствует вероятность ввоза нескольких тонн игрушек под одним сертификатом соответствия, не прошедших испытания.
По информации, размещенной на сайтеКомитета по защите прав потребителей в 2015 году, отобрано и исследовано 15 151 проба продукции, из которых несоответствующими требованиям Технических регламентов, выявлено – 3934 пробы, в том числе доля несоответствующей продукции детских игрушек и товаров для детей – 33%.
Кроме того, не все товары, ввозимые через таможенную границу на территорию Республики Казахстан подвергаются таможенному контролю.
Товары, связанные с детским потреблением, требуют особого контроля по качеству и потребительским свойствам, так как от этого зависит здоровье и безопасность детей, а также здоровье нации в целом. Для решения данной проблемы актуальными являются научные исследования по проведению комплексного анализа заболеваний, вызванных в результате воздействия на детский организм "опасной" продукции.
В Законе Республики Казахстан "О безопасности игрушек" отсутствует норма, устанавливающая компетенцию государственного органа в области здравоохранения.
Одной из попыток Правительства установить меры регулирования на пути потока игрушек на казахстанский рынок является приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 10 июня 2008 года №337 "Об утверждении Правил проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек".
Однако для проведения психолого-педагогической экспертизы отсутствует законное основание по его проведению, так как из Закона Республики Казахстан "О безопасности игрушек" исключена норма, требующая наличия заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек у лица, размещающего игрушки на рынке Республики Казахстан.
Действующие меры не обеспечивают должного контроля за безопасностью и качеством реализуемых на рынкахтоваров для детей.
На основании вышеизложенного я, как Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, в целях защиты прав и законных интересов детей прошу вас, Карим Кажимханович, рассмотреть данный вопрос и принять соответствующие меры по регулированию вопроса безопасности детских игрушек.
О результатах рассмотрения настоящего запроса прошу информировать письменно в установленные законодательством сроки".

-------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МЗиСР: НЕОБХОДИМО ДОВОДИТЬ ДО ЛОГИЧЕСКОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ВСЕ ПРОВОДИМЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПАЦИЕНТОВ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру здравоохранения и социального развития РК Дуйсеновой Т.Б. обратилась депутат Парламента Куралай Каракен:
"Несмотря на стремительные успехи в развитии современной медицины и биологии рак остается неизлечимой болезнью, которая ежегодно уносит миллионы человеческих жизней. В Казахстане принимаются меры по развитию здравоохранения в части повышения качества и доступности медицинских услуг, в том числе онкологической помощи.
В рамках одного из немногих инновационных проектов на базе АО "Национальный научный центр онкологии и трансплантологии", начиная с 2012 года, из государственного бюджета финансировалась реализация научного проекта "Новая системная терапия злокачественных опухолей различного происхождения и локализаций: создание новой парадигмы" по лечению онкологических больных на поздних стадиях заболевания III и IV клинических групп, не имеющего аналогов в мире. Он был направлен на стабилизацию процесса онкозаболевания за счет остановки роста и процесса метастазирования, регрессию опухолевого процесса до полного исчезновения злокачественных заболеваний, купирование болевого синдрома даже без применения обезболивающих препаратов, увеличение продолжительности жизни у пациентов с генерализованным онкологическим процессом. Ожидалось, что данный проект с высокой степенью вероятности мог показать существенные результаты при лечении ранних стадий онкозаболеваний до полной ремиссии, а также использован для разработки новых технологий обезболивания у онкобольных.
В рамках научного проекта было пролечено 95 пациентов с опухолями головного мозга. Большинство из них имели положительную динамику в виде уменьшения общемозгового синдрома, стабилизации опухолевого процесса. Применение новой методики лечения показало результат эффективности у 65% больных.
Результатами данного проекта заинтересовались зарубежные ученые, в Центре проводились различные международные семинары, и ведущие нейрохирурги-онкологи дали положительные отзывы.
Поскольку финансирование научной программы было прекращено в 2015 году, лечение онкобольных было не закончено. В результате у многих больных этой группы начался рецидив.
Благодаря общественной приемной партии "Нур Отан" по данному вопросу в мае 2015 года трое из них были на личном приеме у Вас, в результате которого было обещано принять меры по продолжению лечения данной группы онкобольных. Однако, Министерство здравоохранения и социального развития ограничилось лишь ответом о закрытии научной программы. На сегодняшний день из трех пациентов, побывавших на приеме, двое уже скончались.
Учитывая социальную значимость поднимаемого вопроса, считаю необходимым доводить до логического завершения все проводимые научные программы, ориентированные на пациентов.
В этой связи прошу принять меры по продолжению лечения указанной группы больных".

-------

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ НАЦБАНКА: ПРОСИМ ПРИНЯТЬ НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОТТОКА ДЕПОЗИТОВ НАСЕЛЕНИЯ
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Председателю Национального Банка РК Акишеву Д.Т. обратился депутат Парламента Айкын Конуров:
"За 4 месяца 2016 года доля банковских вкладов населения в иностранной валюте сократилась с 80% до 71%, и хотя их доля остается еще очень высокой, ожидается укрепление тенденции дедолларизации.
Коммунисты расценивают это как позитивный эффект мер, предпринятых Национальным банком, но обратной стороной является бегство депозитов не только из валютных депозитов, но и из банков в целом.
Анализ объема банковских вкладов населения показал, что с суммы в 57 миллиардов тенге в 2000 году накопления непрерывно росли и на начало 2016 года достигли 7 триллионов 187 миллиардов тенге. С этого времени начался обратный процесс непрерывного снижения накоплений в банках. К маю 2016 года объем депозитов населения сократился на 434 миллиарда тенге и составил 6 триллионов 753 миллиарда тенге. Простые подсчеты показывают, что банковская система теряет более 100 миллиардов тенге в месяц. Такого процесса не наблюдалось с начала века, и его причиной являются половинчатые меры по дедолларизации.
На сегодня Национальным банком административно установлен разрыв в ставках вознаграждения между депозитами в тенге и в валюте 7,5 раза. Максимальная ставка вознаграждения по валютным вкладам составляет 2%, а по факту она еще ниже. В результате население изъяло с валютных депозитов средства, но лишь часть из них перевело в тенге.
Так, с начала года объем вкладов в иностранной валюте уменьшился на 888 миллиардов тенге, при этом объем депозитов в национальной валюте увеличился лишь на 429 миллиардов тенге. Иными словами, ровно половина этой суммы ушла из банков.
Можно спрогнозировать, что при такой динамике снижение уровня дедолларизации до 50% приведет к оттоку депозитов еще на 1 триллион тенге.
Фракция "Народные коммунисты" поддерживает политику дедолларизации, но, в то же время, мы считаем недопустимым создание условий для бегства вкладов, что снижает возможности для кредитования реального сектора экономики и вложения сбережений для граждан.
В этой связи просим принять неотложные меры по предотвращению оттока депозитов населения. В частности, считаем необходимым разработать и внедрить механизмы гарантирования вкладов в случае резкого обесценивания тенге, поскольку именно это остается главным риском при размещении вкладов на депозитах".
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, М.Магеррамов, В.Косарев, И.Смирнова, Т.Сыздыков.

Просмотров: 780


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×