Правила пользования
Курс ЦБ на 20.04 USD 446.49 up -0.91
EUR 475.38 up -2.17
RUB 4.79 up 0.03
20 апреля Суббота, 04:23
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Узбек - брат родной… или Сомнения казахосферы, - Азимбай Гали»

Дата: 06.02.16 в 02:01
Мобильная версия Шрифт

Казахи и узбеки не только братские народы, но еще народы- соперники. Казахи и узбеки - ближе к друг другу, чем киргизы. До 15 века это был практически один народ. Потом их развела геополитика регионального масштаба. Раскол единого народа внесли интересы региональных элит, ханские династии: шейбанидов и орысхановцев. Исторически соотношение влияние казахов и узбеков на судьбу региона менялось: в противоборстве взаимного превалирования доминировали то казахи, то узбеки. Казахи и узбеки взаимно истощали друг друга в войне и противоборстве за Юг Казахстана и Север Узбекистана. За период после образования и отдельного существования Казахского и Узбекского ханств казахи и узбеки выработали новую особость. Казахи консолидировались с ногайлы, долго совместно проживали в конфедеративном государстве Алты Алаш с киргизами, каракалпаками, а узбеки тем временем превратились из номадического в оседлый, ассимилировали значительную часть таджиков, среднеазиатских арабов, уйгуров, среднеазиатских евреев. Казахи и узбеки –народы трагической судьбы. Голод и войны довели их до глубокого национального кризиса, который закончился к 1991 году. Оба народы –нации разделенной судьбы: часть узбеков живет в Афганистане, где испытывают сильное давление и живут они в обстановке гражданской войны. Часть казахов живет в Узбекистане настроена эмиграционно. Часть казахов живет в Китае, Монголии, России. 60% всех возвращающихся в Казахстан казахов выходцы из Узбекистана.

Казахи издавна называют узбеков "Өз ағам - брат родной". В свою очередь, узбекская пословица гласит: подружишься с казахом - никогда не заблудишься. Некогда казахи и узбеки составляли один суперэтнос и являлись единым конгломератным государством, позднее произошел раскол по этническим принципам. Упомянутое размежевание между казахами и узбеками произошло по династическим признакам. В книге Утемиш-хаджи "Чингиз-наме" описываются генеалогические перипетии складывания казахской и узбекской династий, которые впоследствии разорвали казахско-узбекское конфедеративное государство. После смерти Джучи между его первым сыном Орда-Эдженом и вторым сыном Бату возник спор… В конце концов они отправились к Чингизу и просили рассудить их: "Два сына, родившихся от одной матери, и 17 сыновей, родившихся от других матерей, все вместе отправились на аудиенцию к Великому хану.. Тот (Великий хан. - А.Г.) поставил им три юрты: белую юрту с золотой дверной рамой - для Саин-хана (Бату), синюю юрту с серебряной рамой - для Эджена, серую юрту со стальной рамой - для Шейбана" (Юдин В.П. Орды: белая, синяя, серая, золотая… - В кн.: Утемиш хаджи. Чингиз-наме, Алма-Ата: Гылым. 1992, с. 26). Проблемы династий истории казахов и узбеков значительно запутаны, много дискуссийных версий. Нас интересует один из потомков Джучи Шейбанид Абулхаир. В 1428 году умирает хан Барак, владетель Белой Орды. Ханом избирается сын Даулет-Шайхоглана Абулхаир Шейбанид. Как уже отмечалось, государство Абулхаира было конфедеративным, оно состояло из союза нескольких ханских уделов, которые имели значительную самостоятельность. В период своего наивысшего расцвета в течение 40 лет государство Абулхаир-хана простиралось с запада на восток от реки Волги (река Едил) за реку Иртыш и Восточный Туркестан, с севера на юг от Сибирского ханства до Самарканда и Бухары. Столицей государства являлся Сыгнак (История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993, с.110-113). В этом государстве сочетались два этнополитических начала: первое - узбекско-шейбанидское (в основе его лежал "чингизизм", второе начало - политико-правовая идеология военно-родовой, военно-феодальной демократии, основанной на родоплеменной вольнице (в основе "Едыгейское право"). Так в государстве исправно работал административный аппарат. Глава государства - хан с наследственной линией, ханы избирались из альтернативных кандидатур. Легитимность власти определялась компромиссом династийных ветвей - военно-политической и племенной элитой. Скорее всего, это был сложный компромисс между династийными группами, с одной стороны, интегрированным династийным компромиссом - бiтiм и вассальными племенами, представленными собственными племенными лидерами - биями, батырами, беками и др. Политическая система была консолидирована в ханский совет, состоявший из султанов, биев, беков, батыров и духовенства. Существовала иерархия исполнительной власти, в которую согласовывались персональные кадровые назначения с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Распределение ценностей происходило авторитарным способом, однако конкуренция за ресурсы и ценности общества велась достаточно цивилизованно. "Едыгейское право" наибольший расцвет получило в ногай-мангытской части государства Абулхаира. В дальнейшем политико-правовые парадигмы стали расходиться, внутренние противоречия стали углубляться. Таким образом, государство Шебанида Абулхаира стало называться узбекским, узбекско-казахским, иногда узбекско-казахско-мангытским конфедеративным государством. В этом государстве на известных автономных началах объединены кипчаки, найманы, мангыты, уйсыны, канглы, карлыки, конраты, жалаиры, тама и др. крупные племенные образования. (История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней, т. 2, Алма-Ата". Наука Каз ССР, 1979, с. 190-192; Әнес Сарай Этникалык курылым: мазмуны мен мағнасы - Саясат, № 4, 1996, 59 бет). Таким образом, в рамках политической системы - разные участники (акторы), на основе ассоциации групповых интересов центра и регионов. Существовало артикулирование интересов и их агрегирование через перечисленные институты в альтернативы государственной политики. Вместе с тем мы предполагаем расконсолидацию политической системы и зарождение собственно казахской политической системы - казахского ханства. Мы думаем, что это не был кризис системы. Разве рождение младенца роженицей - кризис? Скорее, это процесс органического выделения из отцово-материнского чрева новых этнополитических единиц. Иллюзорное восприятие может создать впечатление об изначальной враждебности казахов и узбеков. Между Узбекистаном и Казахстаном действительно имеются противоречия государственных интересов, приоритетов национальной безопасности. Но мы не вправе подрывать традиционное узбекско-казахское доброжелание по пословице: отыннын жақсысы созақ (саксаул), адамның жақсысы қазақ. Отметим, что приверженность к примитивному этноцентризму может привести к изоляционизму и деструктивности. Итак, династийно-этнополитический раздрай привел к рождению собственно Узбекского и Казахского ханства; повивальной бабкой двойни были могульские ханы, а капризной роженицей - узбекско-казахская конфедерация в лице Абулхаира-хана. Династии Орысхана и Шейбанидов в своем противоборстве отражали амбиции элиты и контрэлиты в одном государстве. После откочевки сторонников султанов Керея и Жанибека обе династии сформировали собственные этнополитические системы и собственные элиты. Как известно, после смерти Абулхаира узбекская династия, оставив территорию прежнего обитания, вторглась в государство наследников Тимура, обосновала сам Узбекистан. Казахская государственная элита также переструктурировалась: расширилось участие и военно-политическое влияние ногаев и других западноказахских племен, кипчаков, кереев и других северных и центральных казахских племен, а также западно-могольских (южно-казахских) племен.

В дальнейшем на протяжении пяти веков эпицентр рекрутирования высших эшелонов власти централизованного Казахского ханства постоянно менялся, переходя, практически поочередно, из одного казахского жуза при партнерстве влиятельных племен второго и третьего жуза. Второй уровень консолидации казахосферы (под которой подразумевается интеграция трех жузов, а также төре, толенгiт, қожа, сұнақ) - это образование, вместо утерянной узбеко-казахской государственной идентичности, алашосферы. Трудно сказать, какова была консолидированность алашосферы. Мы полагаем, что алашосфера (три казахских жуза, каракалпаки, ногаи, киргизы, а также торе, толенгiт, кожа, сунак) была или конфедеративным, или союзным государством. Очевидно, что власть элиты торе, толенгiт, кожа, а также мусульманское (суннисткое) духовенство имели общеалашское поле политической деятельности и сплачивали казахосферу и алашосферу. Этническая, конфессиональная и гражданская консолидация в Узбекистане проходила на протяжении всей ее средневековой, новой и новейшей истории. Этому процессу способствовали смены правящих династий в Узбекистане. В Узбекистане узбекский этнос сложился из двух основных составляющих: тюркского и иранского (таждикского). Интеграция собственно тюркского населения происходила в направлении этнической перетрансформации в собственно узбеков. Известный знаток Средней Азии С.П.Поляков писал: "Неясно, как происходил процесс увеличения тюркских племен на сравнительно небольшой территории первоначального их расселения. Возможно, численное накопление тюрок… происходило за счет тюркизации местных восточноиранских (сакских, массагетских) племен. Тюркизация, вероятно, началась еще в эфталитское время (в III-IV вв. в среду восточно-иранских кочевников стали проникать тюркские группы. Первоначально было тюркизировано кочевое скотоводское население степной части Средней Азии. В VI-VII вв. тюркский язык распространился в оазисах, куда его принесли осевшие кочевники. Возможно, основными носителями тюркского языка выступали тюркизированные иранцы. Объединению способствовал ислам, нивелирующий местные различия. (Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. Хозяйство. Социальная организация. Этническая история. М., Изд-во Московск. унив-та, 1980, с. 136-139). В дальнейшем происходит параллельная тюркизация монгольских племен, арабских этнических анклавов. В XV в. этноним "узбек" становится консолидирующим и собирательным термином для большой массы кочевников Средней Азии. Узбекское государство Шейбанидов, а позднее Бухарское и Хивинское ханства проводили государственническую политику узбекизации неузбеков. В первую очередь узбекизировалось оседлое население. Другой знаток Средней Азии и узбеков - Я.Р.Винников - отмечает: "…длившаяся несколько веков языковая ассимиляция отдельных дисперсных национальных групп наблюдалась… косвенное влияние оказывала политика национальной дискриминации, проводимая как царским самодержавием, так и среднеазиатскими деспотиями". (Винников Я.Р. Национальные и этнографические группы Средней Азии по данным этнической статистики - Этнические процессы у национальных групп средней Азии и Казахстана. М. Наука. 1980, с. 22). Процессы "добровольной" ассимиляции усилились в советское время. Один из основоположников теории этноса Ю.В.Брамлей писал: "Определенные изменения в этнической структуре страны связаны с ассимиляционными процессами, завершающимися в конечном счете сменой этнической принадлежности, представляющими собой как бы растворение отдельных групп или отдельных представителей одного народа в среде другого, обычно более многочисленного" (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. Наука. 1983, с. 355). Именно в советское время произошла обвальная ассимиляция казахов, таджиков, каракалпаков узбеками Узбекистана. Скороспелая ассимиляция вызвала реассимиляцию, или диссимиляцию, т.е. возвращение в исконную национальность. Однако основу этнических процессов в Узбекистане составляют консолидационные процессы. Консолидация феодальной узбекской народности на основе идентификации по языку, сознанию, быту, традициям, психологии, принадлежности к государству. В последующем консолидация принимает форму буржуазной нации, а после октябрьского переворота 1917 года и после социалистической индустриализации, коллективизации и культурной революции - в социалистическую нацию. Консолидировались в узбекскую нацию тюркоязычные этносы - кипчаки, найманы, ногаи и др. Узбекский ученый К.Ш.Шаниязов отметил: "…группы кыпчаков, которые вплоть до начала нашего столетия сохраняли этническую обособленность… на территории дореволюционного Узбекистана расселились двумя компактными группами: в Ферганской долине и бассейне Зерафшана. Казахский ученый-технократ М.Тынышпаев отметил факты расселения компактных групп найманов южнее Бухары. Речь идет о беженцах 1625 г. (Шаниязов К.Ш. Кыпчаки в узбекской этнической среде в дооктябрьский период - В книге "Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М. Наука. 1980, с. 141); Тынышпаев М. Материалы к истории кыргыз-казахского народа. Ташкент. Восточное отделение Киргизского государственного издательства. 1925, с. 17). В первой четверти XVII в. происходит мятеж катаганов, союза племен, расселенных в Ташкенте и области. Сепаратисты во главе с ханом Турсыном, нарушив клятву верности единому казахскому хану Есиму, совершили поход на Туркестан, столицу государства. Разорив город и пленив членов царствующего дома, хан Турсун подставил не только себя, но и всех своих подданных катаганов. Есим-хан, спешно завершив поход, вернулся под стены Ташкента, раскаявшиеся жители открыли ворота города. Турсынхан был казнен как клятвопреступник. Казнены были не только катаганский хан, но и сами катаганы, мужское взрослое население. Женщины и дети были расселены по трем казахским жузам, часть катаганов бежала в Узбекистан, Каракалпакию и Киргизию. Есимхан преподнес предметный урок пресечения сепаратизма. Измена была наказана, мятежники получили по заслугам, но субэтническое образование катаганский племенной союз - четвертый казахский жуз был рассеян между узбеками, кыргызами, каракалпаками и собственно казахами. Так консолидирующийся узбекский этнос заполучил целый этнографический пласт в стратегически решающем регионе - Ташкенте и области из переметнувшихся катаганов, что, возможно, предопределило поворот этнического сознания не только катаганов, но и части шанышкалы, курама, кыпчаков и др. Есим-хану, возможно, не следовало отвращать от себя катаганов массовыми казнями, разумнее было бы наказать только окружение главного клятвопреступника. Хотя у истории нет сослагательного наклонения и исторический процесс невозможно повернуть вспять и заново переписать, давайте порассуждаем. Не исключено, что у Есим-хана не было другого выбора, ведь речь шла не только о жизни Турсун-хана и его подданных, но и о судьбе Ташкента, о судьбе городов юга Казахстана, о столице государства казахов Туркестане. У Есим-хана наверняка не было выбора: или сохранить за казахами города юга Казахстана, окончательно подчинив военно-политическими средствами Ташкент, или очередной раз пожурить Турсун-хана за предательство, но иметь постоянный очаг сепаратизма и раздрай казахосферы, ослабление алашосферы. Есим-хан предпочел радикальный выход - разорение мятежного гнезда и военный контроль над Ташкентом и областью. Что касается катаганов… они представляли собой маргинальное казахско-узбекское субэтническое самосознание. (Магауин М. Казак тарихынын элiппесi. Деректi толгам. "Ер Даулет". Алматы. 1994, 71 бет). Консолидация узбекской нации продолжалась и в советское время. Рассмотрим динамику роста численности узбеков в СССР. В 1926 г. численность узбеков составила - 3989,0 тыс., в 1939 г. - 4845,1 тыс., в 1959 г. - 6015,4 тыс., в 1979 г. - 12 456,0 тыс. человек. За 1926-1979 гг. численность узбеков выросла на 312,2%, далеко опередив численность таджиков - 295,4%, туркмен - 265,4%, киргизов - 249,8% и каракалпаков - 216,6%. (Муляджанов И. Национально-этнические особенности населения республик Средней Азии. - В кн.: Население Средней Азии. М. "Финансы и статистика". 1985, с. 16). Динамика прироста численности тюркских народов за 1959-1979 годы была такова: численность узбеков выросла на 207,1%, казахов - 181,0%, азербайджанцев - 186,7% (Переведенцев В.И. 270 миллионов. М. "Финансы и статистика". 1982, с. 88). Заметим, что если в 1926 году численность узбеков в СССР немногим уступала казахам, то в 1999 г. в Казахстане проживало 8 млн. казахов при 14 млн. 953 тыс. населения, в то время как в Узбекистане - около 20 млн. узбеков при 25 млн. населения (Первая национальная перепись населения в республике Казахстан. А. Агентство по статистике. 1999, с. 2-15; Республика Узбекистан. Сто вопросов и ответов. Ташкент. "Укитувчи". 1998, с. 10-11). Таким образом, за 1926-1999 гг. численность казахов в Казахстане выросла с 3627,6 тыс. до 8000 тыс., т.е. в 2,2 раза, в то время как численность узбеков в Узбекистане выросла с 3600 тыс. до 20000 тыс. человек, рост составил 5,6 раза. Население Узбекистана продолжает расти динамично: ежегодный прирост составляет около 500 тыс. человек, в то время как за 1989-1999 годы действительный отток населения из Казахстана был более значительным. Изменение этнической мозаики за приведенное десятилетие таково: сокращение численности русских на 1582 тыс., украинцев - 328,6 тыс., немцев - 593,5 тыс., татар - 71,7 тыс., белорусов - 66 тыс. и т.д. Быстрое воспроизводство населения в Узбекистане создало проблему экстраординарной избыточности населения. В Казахстане отрицательное миграционное сальдо смягчает нарастание аграрного переселения, урабанизационное напряжение в городах из-за наплыва селян, безработицу в индустриальных сферах. Таким образом, в Казахстане был создан социальный буфер - вакансии рабочих мест, происходит удешевление жилья в риэлтерской торговле и аренде жилья, увеличивается предложение на рынке подержанных товаров. Все это способствует возникновению дополнительных ресурсов социальной устойчивости. Выезд из Казахстана политически нелояльных пассионарных личностей и целых групп также предохраняет от политического экстремизма, препятствует накоплению политически негативного потенциала. Узбекская диаспора в Казахстане растет также динамично. Так, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., численность узбеков на территории Казахстана составила 29,6 тыс. (0,7% всего населения Казахстана), в 1926 г. - 129,4 тыс. (2,1%), в 1939 г. - 103,2 тыс., в 1959 г. - 136 тыс. (1,5%), в 1970 г. - 216,3 тыс. (1,7%), в 1979 г. - 263 тыс. (1,8%), в 1989 г. - 331 тыс. (2,0%), в 1999 г. - 370,7 тыс. (2,5%) (Ғалиев Ә. Ак бесiк алтын босаға. Алматы. "Казакстан". 1990, 139 бет). Таким образом, численность узбекского этнического меньшинства выросла за 100 лет с 30 тыс. до 371 тыс. человек, в 12 раз(!), а их удельный вес поднялся с 0,7% до 2,5%. Демографическая структура узбекской диаспоры молода. Это позволит ей обеспечить устойчивый и динамический рост достаточно длительное время. Тенденции трансформации рождаемости, смертности и естественного прироста у казахов и узбеков показывают последовательность и неуклонное падение естественного прироста. Разница в уровнях естественного прироста казахов и узбеков в Казахстане довольно значительная: так, в 1996 г. естественный прирост узбеков составил 22 промилле, естественный прирост казахов - 13,5 промилле. В то время когда у русских, украинцев, белорусов, татар наблюдалась, начиная с 1994 года, депопуляция, узбеки быстро растут. Однако к середине 1990-х годов узбеки испытывали массовые эмиграционные настроения, сложилось отрицательное сальдо миграции: в 1997 г. - минус 3,5 тыс., в 1998 г. - минус 0,8 тыс., в 1999 г. - минус 0,4 тыс. человек. Вероятно, к началу XXI века отрицательное сальдо перейдет в положительное сальдо (Галиев Д. Узбеки в Казахстане: вопросы межэтнической безопасности. - В кн.: Борьба с преступностью в Казахстане (вопросы теории и практики), Алматы. "Гылым". 1998, с. 351).

Подведем итоги и сделаем выводы:

1. Узбекистан в казахстанской прессе освещается тенденциозно. Особенно это заметно по печати последних 2-3 лет. Если быть объективным, в Узбекистане с середины 1994 года по настоящее время непрерывно идет приватизация средних и крупных предприятий. В Республике Узбекистан насчитывается 111 тыс. частных и малых предприятий, около 20 тыс. дехканских и фермерских хозяйств. В Узбекистане еще недавно работало 3200 предприятий с иностранными инвестициями, созданных при участии инвесторов и компаний более чем 80 стран: из России - 359, США - 199, Великобритании - 91, Германии - 86, Южной Кореи - 66, Турции - 234 и т.д. В Узбекистане действует совместно с корейской компанией "ДЭУ" автомобильный завод в г. Асаке Андижанской области, нефтеперерабатывающий завод в Бухарской области, текстильный комплекс "Катекс в (Тюриков В.И., Шагулямов Р.Ш. Республика Узбекистан. Сто вопросов и ответов. - Т.: "Укитувчи", 1998, с. 63-67). Как отмечают узбекские экономисты, спецификой приватизации в Узбекистане является ее поэтапность, отказ от "ваучерной" приватизации. Главным итогом стало завершение малой приватизации - торговли, сферы услуг, жилья (причем каждая третья квартира продана хозяйствам на льготных условиях или отдана бесплатно).

Процесс массовой приватизации начался с середины 1994 года с разгосударствления средних и крупных промышленных предприятий, в основном на основе их акционирования. Все это позволило довести число частных предприятий до 200 тыс. Всего в негосударственном секторе работает около 4 млн. человек, почти половина всех вовлеченных в общественное производство работников". Добавим от себя, что последние слова относятся к 1995 году, за последние 5 лет рынок наверняка продвинулся еще (Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.: Узбекистан. 1995, с. 53-54; Севликянц С.Г., Отто О.Э., Тешаев Б.Т. Экономика - основа жизни общества. Книга 1. Ташкент. "Шарк". 1998, с. 107). Тогда в чем же причина неэффективности экономики Узбекистана, приведшей к массовому обнищанию узбекского населения? На этот и другие вопросы попытаемся ответить в следующих абзацах.

2. По нашим экспертным оценкам, реальный уровень жизни в Узбекистане значительно уступает "незавидному" нашему. Первая причина столь бедственного положения в Узбекистане, на наш взгляд, - незавершенность и паллиативность экономических реформ. Обращаем внимание на нерадикальность экономических преобразований. В сельском хозяйстве существуют сельхозартели-ширкаты. На наш взгляд, ширкаты по своей сути - те же мини-колхозы. Политическое руководство Узбекистана умудрилось ввести в старую государственную систему производственных отношений (колхозно-совхозный строй) субъекты новых хозяйственных отношений. Рыночные субъекты покорились полурыночным хозяйственным механизмам. Узбекский дехканин живет с урожая приусадебного участка, а также с того, что утащил с колхозного, ширкатного двора. Псевдорынок тормозит реальный рынок. Государственный сектор еще значителен, нерентабельных предприятий превеликое множество, часто продукция не пользуется никаким спросом. Особенно обременительны псевдорыночные акционерные общества, отягощающие государственную казну. Следовало бы их обанкротить или санировать. Узбекистану не хватает своего Кажегельдина с его "обвальной приватизацией". В Узбекистане не удается осуществить до конца финансово-кредитную систему. Нет классического фондового рынка, нет свободной конвертации сума на доллар, зато существует черный рынок обмена валюты.

3. Хотя в Узбекистане провозглашен принцип социальности экономических реформ, собственно социальных реформ еще не проводилось. Следует отметить, что в Казахстане осуществляются системные социальные реформы. Отметим пенсионную реформу, которая проводится по классической либерально-монетаристской схеме, реформа системы здравоохранения и образования - вовлечение негосударственных структур в эти сферы (открытие частных вузов, гимназий, акционирование вузов, частных клиник, больниц и т.д.), зарождение негосударственного страхового рынка и прочее. В Казахстане, около 40% собственности в негосударственном секторе, действует антимонопольное законодательство. Блок экономических, финансово-кредитных и социальных реформ у нас, несмотря на ряд ошибок и провалов, взаимоувязан и системен. Общий социально-экономический результат реформ - создание рыночных и монетаристских институтов и превращение этих сфер в самодостаточные.

4. Отцам узбекских реформ следует обратить внимание на механизм пробуксовки экономических реформ, торможение назревших социальных преобразований, карательную реакцию политической элиты Узбекистана всем предложениям политико-правовых реформ. Без политико-правового реформирования по классическим западным стандартам невозможен механизм запуска реформ и обеспечение стабильности.

5. В числе других фатальных вызовов Узбекистану отмечу не только экономические, социальные, экологические проблемы, но и всеобъемлющий дефицит воды, демографическое перенаселение, обострение конфессиональных проблем. Исследователи единодушно отмечают проблему засоления почв и опустынивания Узбекистана. Из-за нехватки воды в текущем году Узбекистан недобрал 45-48% урожая, что отрицательно скажется на повышении розничных цен, на государственном бюджете, будет способствовать пауперизации населения. Высокие темпы воспроизводства населения усугубляют безработицу. В сельской местности Ферганской долины усиливается неполная занятость, аграрное перенаселение. Около 70% населения охвачено различными формами безработицы. Плотность населения в ряде районов Ферганской долины превышает плотность населения долины Хуанхэ. Крайняя дешевизна рабочей силы привела к крайнему обеднению населения. Все эти проблемы хронически усиливаются периодическим безводьем и малоземельем орошаемых земель, их истощением. Демографический "взрыв" начала 1960-х годов продолжался опасно долго, стадия демографического перехода от высокой рождаемости к низкой "задержалась" на этапе высокой и средней рождаемости, а общий коэффициент смертности был низок. Режим высокого воспроизводства в Узбекистане был и является миной замедленного действия - похоже, что эта мина сработала не только в Таджикистане, но и в Узбекистане. Социальная деградация привела к рурализации городов, деурбанизации Узбекистана. Население кишлаков растет быстрее, чем население городов. Население на 50% состоит из молодых (до 18 лет).

6. Религиозный фактор. В Узбекистане мусульманский клир неофициально поделен на две части. Официальное мусульманство тесно сотрудничает с государственными структурами, это стало частью пропагандистской машины. Как правило, официальное духовенство имеет недемократическую иерархию, здесь преобладает меркантильное начало над собственно духовным. Напротив - позиция религиозных ортодоксов, требующих очищения ислама от доисламских традиций, недовольных многочисленными фактами коррупции среди духовных лиц. Если учесть традиции религиозной демократии в Узбекистане: выборы имамов, шариатского суда в дореволюционной Центральной Азии, ставят вопросы легитимности руководства религиозной общины этой республики. Мусульманские религиозные обновленцы, называемые талибанами и ваххабитами, недовольны нищетой и бесправием народа, нарастанием безработицы, бездуховности. Авторитарный режим в Узбекистане изгнал из стран политическую оппозицию - М.Сольха и др. Однако в стране сформировалась религиозная оппозиция, консолидировавшая всех религиозных обновленцев. Государство не должно бороться с религией, в том числе с мусульманством. Желание государства поставить под контроль мусульманский клир некорректно с позиции международного права. Нельзя преследовать "непокорные мусульманские общины, нельзя вешать на них ярлыки - ваххабизм, талибанизм. Преследование мусульманских общин и отдельных функционеров в Казахстане может подтолкнуть их на экстремизм, как это случилось в Узбекистане.

7. Политический истеблишмент и политическая элита Узбекистана допустили ряд ошибок:

а) непоследовательность и паллиативность экономических реформ, отказ от социальных реформ, полное неприятие правовых и политических реформ;

б) заигрывание с полевыми командирами сепаратистской ориентации Афганистана и Таджикистана (поддержка полевого командира Худайбердиева в Ходжентской области и генерала Достума - на севере Афганистана).

В одно время войска Достума и Худайбердиева были размещены на базах на территории Узбекистана. Позже контроль за повстанцами был потерян, и они внедрились и переметнулись на сторону религиозной оппозиции. Геополитические просчеты команды И.Каримова: высшая политическая элита и истеблишмент были одержимы идеей региональной державы. Построение "Великого Узбекистана - наследницы империи Великого Тимура и Великих Могулов. Великодержавие амбиции руководства Узбекистана привели к геополитическим просчетам: попытки присоединения к Узбекистану Северного Афганистана и Ленинабадской (Ходжинтской) области Таджикистана.

8. Этнонациональный фактор. Нарастание общего кризиса в Узбекистане провоцирует этнополитические коллизии. Наблюдается этнонациональная и национально-государственная расконсолидация. Дуалистическое противоречие (каракалпаки - узбеки, русские - узбеки, казахи - узбеки) менее актуально, чем таджико-узбекские противоречия. Нарастание таджикского национализма в Узбекистане привело к возвращению исконного этнического сознания узбекизированным таждикам, которые массами стали менять запись о национальности в паспорте на "таджик". Если другие неузбеки вместо открытого сопротивления предпочитали уезжать в свои республики, то таджики переводили узбекскую инфраструктуру на таджикскую, рекрутировали во власть "своих" - "узбеко-таджиков". Сам И.Каримов - выходец из Самарканда, представитель "узбеко-таджиков" - ориентируется на самаркандскую элиту, вызывает недовольство ферганской политической элиты.

9. Фактор казахско-узбекского противоборства. Истории казахско-узбекского противоборства около 400 лет (1469-1866 гг.). Военные действия казахов и Казахского ханства (ханов) шли с переменным успехом. "Победы и поражения" были взаимными. Линия "фронта" и граница проходила как по Туркестану, так и по Бухаре и Самарканду. Ташкент около 200 лет был казахским городом-цитаделью против братского народа. Даже "мирные" периоды могли характеризоваться состоянием "холодной" войны. Казахи постоянно ощущали угрозу со стороны Хивы, Коканда и Бухары, в связи с чем часто совершали походы, сажали своих ставленников в буферные зоны. Поэтому опасно идиллистическое представление о характере взаимоотношений как государств, так и народов.

10. Взаимоотношения между Казахстаном и Узбекистаном будут достаточно сложными. Оба государства будут действовать в соответствии с национальными интересами обоих государств.

11. Наплыва узбеков в Казахстан за 1991-2000 гг. не было, удельный вес узбеков падает даже в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области. Казахи в этноконкурентной борьбе вытесняют другие этносы, в т.ч. узбеков из Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской областей. Конкуренция в хозяйственных сферах приводит к замещению узбеков не только в земледелии, садоводстве, виноградарстве, но и из торговли, общепита, платных услуг. Преодолена узбекская торговая доминанта на рынках Тараза, Шымкента. Наплыва узбеков не будет, но возможна активная репатриация узбекских казахов. Это усилит перенаселение на юге Казахстана, усилит замещение других этносов.

12. Настроения населения южных областей Казахстана (ЮКО, Кызылординская и Жамбылская) в 1991-1995 гг. были положительно оценочные к Узбекистану (негативно оценочные - к Казахстану). В 1996-2000 гг. настроение переменилось: положительно оценочное - Казахстан, негативно оценочное - Узбекистан. Рост популярности Назарбаева в Казахстане объясняется социально-экономическим эффектом реформ в Казахстане, непопулярность Каримова - отсутствием эффективности социально-экономических реформ в Узбекистане. Люди не дураки, развеян миф о сильном и устойчивом Узбекистане. Режим Узбекистана любые социально-экономические требования понимает как экстремизм и терроризм.

13. Усиление подспудного религиозного фундаментализма будет наблюдаться на юге и западе Казахстана. Подспудный религиозный фундаментализм не опасен, если он прямо не нарушает Конституцию РК. Необходимо удерживать религиозную активность в правовом поле, канализировать в конфессиональное и политическое русло. Эта практика имеется в Израиле, Италии, Испании, в странах Латинской Америки, Турции и Индии. Мы предполагаем зарождение в Казахстане суфистских религиозных орденов: накшбандия и яссавия.

14. Казахстан должен осуществить политико-правовую реформу в самой классической оценке по западной модели, социально-экономические реформы уже осуществлены. В случае комплексного реформирования сложится гомеостатический механизм устойчивости государства даже в случае интервенции. Узбекистану угрожает не интервенция Жумабая Намангани, Тахира Юлдашева, но какой- нибудь Достум может вторгнуться в Узбекистан и пообещать справедливость и зажиточность и начать гражданскую войну: власть может не устоять против "волеизъявления" обнищавшего народа.

15. У казахосферы не должно быть сомнений в необходимости обеспечения собственной устойчивости. Нужно только в ответ на вызовы кризиса начать новую масштабную приватизацию довести до 90%. Гражданский кодекс у нас вышел на славу, а вот судейский корпус надо обновлять.

Азимбай ГАЛИ, д.и.н., Алма-Ата

Просмотров: 3107


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×